Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Отпусти и забудь: Рецензия на фильм «Сувенир: Часть 2»

Объясняем, как Джоанн Хогг завоевала сердца критиков по всему миру.

Добавить в закладки
Отпусти и забудь: Рецензия на фильм «Сувенир: Часть 2»

Трейлер

Наверно, в жизни каждого режиссера настает момент, когда он понимает, что пришло время снять фильм о муках автора. Ларс фон Триер воплотил их в «Доме, который построил Джек» (2018), Педро Альмодовар и Паоло Соррентино дополнительно к этому закодировали детство и юношество в «Боли и славе» (2019) и «Руке бога» (2021). Джоанна Хогг поступила так же.

Она родилась в семье из высшего класса, училась в школе-пансионе вместе с Тильдой Суинтон (Хогг — крестная дочери Тильды Онор), потом училась во Флоренции фотографии, а ее вдохновителями стали Кен ЛоучКес», «Я, Дэниел Блейк») и Дерек ДжарменКараваджо», «Эдуард II»). Но в кино Хогг пришла не сразу, много лет работала на телевидении, чьи правила ее раздражали, и дебютировала с полнометражным фильмом только в 47 лет (как и Михаэль Ханеке).

Онор Бирн в роли Джули на кадре из фильма «Сувенир: Часть 2»

Онор Бирн в роли Джули на кадре из фильма «Сувенир: Часть 2»

Богатый бэкграунд Хогг виден в обеих частях «Сувенира»: она цитирует главных британских режиссеров Пауэлла и Пресбургера («Кентерберийская история», «Маленькая дальняя комната»), ее герои слушают «Силу судьбы» Верди и оперу Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», передающую природу отношений главных героев. Альтер эго Джоанны Хогг стала 25-летняя Джули (Онор Суинтон-Бирн), которая влюбилась в интеллигентного наркопотребителя-героинщика Энтони (Том Берк). Он врал, брал деньги, обкрадывал и умер от передозировки — она не знала, давала, прощала и хотела снять социальное кино (отсылка к Кену Лоучу). В начале второй части «Сувенира» девушка смотрит отснятый материал для дебютного фильма и понимает, что ее кино настолько живое, насколько ее возлюбленный. Друзья и учителя в киношколе дают совет говорить о личном, поэтому Джулия решает расследовать жизнь Энтони и снять свой короткометражный дебют о нем.

Тильда Суинтон на кадре из фильма «Сувенир: Часть 2»

Тильда Суинтон на кадре из фильма «Сувенир: Часть 2»

В первой части девушка говорила, что видит кино терапией и самовыражением, а Хогг показывала некоторые кадры от первого лица, как бы говоря, что увиденное нами уже есть снятый Джулией фильм. То, что зритель видит фильм в фильме, доказывает и финал «Сувенир: Часть 1», где в самом конце после титров главная героиня говорит: «Мотор». Этот же прием использовал Вим Вендерс в «Лиссабонской истории» (1994), но он «ломает» иллюзию фильма: перед камерой пробегает «хлопушка». Хогг же создает метафильм: режиссер Джоанна Хогг снимает «Сувенир» о себе самой, а ее альтер эго Джулия также снимает «Сувенир» о своем прошлом. Поэтому обе части «Сувенира» говорят о прошлом создательницы намного больше, чем любое интервью.

Кадр из фильма «Сувенир: Часть 2»

Кадр из фильма «Сувенир: Часть 2»

Для Джоанны Хогг ее фильмы — это артефакты. Мир Джулии состоит из вещей — письма, белая дверь с номером L (50), стена из зеркал, его красивое пальто и картина Жан-Оноре Фрагонара «Сувенир». В первой части Хогг, подобно французскому писателю Марселю Прусту, наслаждалась вещами, чтобы во второй части Джули через них сняла фильм об абьюзивных отношениях с Энтони. Она покажет окно с неподвижными облаками, шикарную деревянную кровать с резным изголовьем, свою дверь. Она превратит свою жизнь в сувенир (с французского языка souvenir — «воспоминание»), неидеальный, но настоящий. Для матери Джулии Розалинды (Тильда Суинтон) сувениром стала неказистая глиняная сахарница, которую женщина сделала, когда только училась работе с гончарным кругом. «Сувенир» Джулии — это неумелый, сюрреалистичный фильм, состоящий из ее воспоминаний о романе с Энтони и цитат картин известных режиссеров. Но она сбегает из этого мира кино, чтобы стать свободной. Так на своем примере Хогг доказывает, что кино может выполнять терапевтическую функцию. «Сувенир: Часть 2» — это личный катарсис для режиссерки, которая наконец может отпустить прошлое и сказать: «Снято».

Текст: Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?