Ровно 20 лет назад, 2 октября 2001 года, состоялась премьера «Клиники» — любимого всеми ситкома о весёлых, непростых, а иногда и крайне грустных буднях врачей. Комедийный сериал, как ни странно, ассоциируется не только с кучей уморительных воспоминаний, но и с душераздирающими эпизодами о принятии смерти, соперничестве и дружбе. Рассказываем, когда и сколько раз «Клиника» разбила нам сердце, и советуем пересмотреть все эти серии.
Милая и трогательная серия о чудаковатом «супервраче» с ОКР в исполнении Майкла Дж. Фокса. В клинике эксперты, которые могут одновременно и заниматься общей практикой, и оперировать, подстать супергероям, поэтому появление Кевина Кейси на пороге сначала вызывает восхищение Джей Ди и его товарищей, а потом, когда становится ясно, что все они уступают в мастерстве безумному профессионалу, — раздражение. Очаровательный Дж. Фокс по десять раз повторяет своё имя и вечно моет руки, а Дориан, Кокс и Тёрк в это время придумывают план зловещей мести. Правда, стоит им зайти в операционную, как сразу становится ясно, что над великим Кевином Кейси — невыносимое бремя таланта, травма, которой он платит за свой успех. Очередное важное напоминание «Клиники» о том, что за многими выдающимися людьми стоит незавидная жертва. В случае этой серии — найзоливый ОКР.
«Клиника» часто учила нас смиряться с утратой, но «Моё долгое прощание» — пожалуй, самый выдающийся эпизод о том, как порой важно просто отпустить человека. Медсестра Лаверн в коме, все врачи уже сказали последние слова старой подруге, и только Карла отчаянно возмущается поступками своих товарищей — состояние коллеги, дескать, ещё стабильное и хоронить она никого не собирается. Правда, чем ближе финал, тем очевиднее для самой Карлы, что её бунт связан с собственной неготовностью проститься. Эта серия, в общем-то, красиво подтверждает уже сказанные прописные истины шоу и заставляет зрителей разреветься на развязке — вроде бы ничего особенного даже в рамках «Клиники», но за эту обезоруживающую простоту мы её и любим.
Эллиот выходит замуж и все в клинике неожиданно начинают жалеть Джей Ди. Он, разумеется, такому развитию событий не рад — на бывшую ему, по собственным заверениям, наплевать и свадьба подруги для него не более чем суровая обыденность. В перерывах между обсуждениями торжества герой пытается заняться сексом с Мелоди, но та, постоянно отказывая, как бы намекает и ему, и зрителю, что желание Джона Дориана выдаёт его чувства с головой — в попытке создания новых отношений персонаж Зака Браффа всё же ищет утешения, компенсации утраченной любви с безумной Эллиот. У «Клиники» всегда были душераздирающие финалы, но этот способен морально раздавить даже самых холодных зрителей: в баре, где празднуется свадьба, Джей Ди стоит в одиночестве и говорит сам себе, что на месте Кита должен был быть он. Безжалостно по отношению и к публике, и к герою.
Это, может, не самая грустная серия «Клиники» на свете, но уж точно самая неожиданная в плане раскрытия знакомых героев. Келсо должен выбрать, кому он отдаст место в экспериментальном проекте по излечиванию смертельных болезней — богатому пациенту, способному пожертвовать деньги, или простому мужчине. В приоритете, само собой, оказывается первый: другого от мерзкого главррача мы и не могли ожидать. Однако в финале, когда Келсо переступает за порог клиники, на его лице — настоящая скорбь, выражение лица человека, сделавшего судьбоносный выбор и принявшего все последствия. Ему, очевидно, не всё равно. Просто гордость, которая становится магистральной темой эпизода, не позволяет старому скряге раскрыть переживания перед коллегами. И уже за это грустное откровение, полностью меняющее представления о персонаже, стоит пересмотреть серию.
Редкий момент, когда доктор Кокс сам оказывается на месте человека, которому нужна помощь. В этой серии у него умирает несколько пациентов: Джей Ди хочет подбодрить своего наставника (и почти преуспевает в этом), но пейджер вновь сигналит и вызывает врачей к очередному больному. И к очередной жертве дня. Если обычно «Клиника» пыталась дать своим героям полезный опыт, даже через боль и неприятности проводя их к важному самоосознанию, депрессивный эпизод «Мой ланч» запомнится одним из самых беспросветно грустных выводов сериала. Иногда утрата не даёт нам опыт — она лишь наносит новые рубцы. Чтобы вернуться после этого случая, Коксу понадобится провести над собой колоссальную работу: «Клиника» никогда не была настолько неутешительной и бескомпромиссной.
Эпизод с говорящим названием и ещё одним мрачным финалом. Рабочий день Джей Ди и Тёрка вот-вот закончится и они уйдут объедаться в стейк-хаусе, но их планы разрушит пациент — с часу на час он уйдёт из этого мира и перед смертью просто хочет выпить пива. Два друга приносят ему заветную банку, уже собираются сбежать и вдруг неожиданно узнают, что у мужчины нет ни единого близкого, который смог бы быть с ним рядом на смертном одре. Так что теперь троица сидит в палате, обсуждает рай и ад, жизнь и последние желания. Поначалу кажется, будто все они относятся к гибели сполагоря — надо лишь смириться с неизбежностью конца. Но чем дальше заходит их диалог, тем яснее становится, что ни пациент, ни уж тем более два врача-дуболома не знают, как принять собственную и чужую смерть. Один из самых притчевых и вдумчивых эпизодов, который иронизирует над тщетными попытками человека принять собственный уход.
Серия со шьямалановским твистом: весь эпизод доктор Кокс общается с Беном (Брендан Фрейзер), а в конце выясняет (или, скорее, принимает), что герой уже умер. То ли магия приглашённого артиста настолько сильна и нам просто тяжело расставаться с этим милым сумасбродным персонажем, то ли финал, который бьёт обухом по голове, и правда трогателен. Вдвойне, конечно, важно, что в этот раз «Клиника» не ограничивается абстрактными моралями о необходимости смирения — она прямо говорит о том, насколько в такие моменты нужны люди рядом. Финальный кадр на похоронах, где рядом с Коксом сидят Джордан и Джей Ди, заслуживает место в числе самых запоминающихся сцен не только этого сезона, но и всего сериала.
Ещё один эпизод о крутых врачах, за которыми кроется настоящая трагедия. В клинике появляется новый герой — обаятельный Ник Мёрдок, который, сам того не понимая, своим талантом навязывает Джей Ди соперничество. По пути в раздевалку Дориан и Эллиот находят раздражающего любимчика — он прячется в углу, а когда замечает друзей, рассказывает им, что его пациент-мальчик всё равно рано или поздно умрёт, а все старания окажутся тщетны. Если персонажу Майкла Дж. Фокса пришлось нести своё бремя дальше, то Мёрдок поступает радикально: он бросает профессию и уходит из клиники. Классический закадровый вывод Джей Ди, в общем-то, резюмирует грустную истину: в профессии куда важнее не быть лучшим, а уметь справляться с повседневным стрессом. Ещё один урок шоу, который нам стоит запомнить.
Джей Ди вот-вот стукнет 30 лет и он решает вычеркнуть пару дел из своего списка несбывшихся мечт. Одно из них — преодоление триатлона, к которому ни морально, ни физически хиленький врач не готов. Итог, в общем-то, предсказуем: герой валится, не дойдя до финиша. Однако Эллиот, поддерживающая товарища, взваливает недвижимое тело Джей Ди на плечи и доносит его до рубежа. В «Клинике» много серий о дружбе, любви и поддержке, но абсурдная финальная картина из этого эпизода запомнится надолго. После неё ни кризис среднего возраста, ни страх перед нереализованными мечтами не страшны — лишь бы нашёлся тот, кто сможет донести твою обессиленную тушу прямиком к грёзе.
В финале списка любимых серий и сцен — завершающий эпизод каноничной «Клиники». Джей Ди идёт к выходу, прямиком на улицу, и мимо его глаз проносятся воспоминания о старых коллегах, друзьях и врагах. Попутно, впрочем, Дориан ещё и фантазирует о событиях, которых ещё не было — например, свадьба с Эллиот и помолвка Сэма и Изабель. Волшебный парад ностальгии и мечт становится чуть ли не самым визуально изобретательным моментом шоу. Если вы давно хотели устроить с друзьями челлендж, где надо определить, кто первый проронит слезу, смело включайте заключительный эпизод — счёт здесь будет идти на секунды. Ну и из важного: именно в «Моём финале» уборщик называет своё имя. Гленн Мэттьюс. Не благодарите.