1. В России пока не сформирована так называемая Новая волна. Потому что для волны должна быть новая художественная идеология. А идеологии пока что я не вижу. И не вижу фильмов, которые по художественному уровню могли бы претендовать на открытие чего-то нового.
2. Так а не надо ничего добиваться. И операторы, и актеры – они же не ковер, из которого нужно выбить пыль. Мы беседуем, находим общее. И если общего не находим, то и не беседуем. Самое главное – знать, что ты хочешь. И видеть, каким образом это можно реализовать.
3. Сейчас я работаю над маленькой документальной картиной, пока собираются деньги на следующую игровую. Игровая картина по повести Василия Быкова «В тумане». История там достаточно жесткая, время действия – Вторая мировая война. Финансировать эту картину будут Германия, Голландия, Польша, Франция. И я очень хотел бы, чтобы участвовала Россия. Картина будет готова в 2012 году.
1. Нет, не могу, потому что считаю, что ее не существует.
2. Я считаю, что каждую историю нужно рассказывать тем языком, который ей больше подходит. Я стараюсь не рассказывать их одинаково.
3. Я сейчас работаю над фильмом про фермера. Пока нет даже рабочего названия. Жанр картины будет отдаленно напоминать вестерн. Сейчас мы заканчиваем писать сценарий, а снимать будем в конце лета.
1. Причисляю себя скорее не к направлению, а к поколению. В последние годы произошла полная смена поколений, и те русские режиссеры, которые известны в мире и получают призы на лучших фестивалях, – они мои товарищи. Это не группа, не волна, просто люди, которым приятно общаться друг с другом.
2. Я мало наблюдал за работой других режиссеров, поэто- му мне сложно сказать, чем отличаются наши съемки. Может быть, у нас все тише, потому что я вообще не повы- шаю голос на площадке, и это всем безумно нравится. Такая обстановка семейная, творческая, спокойная, без нервов, без криков, без разборок. Актеры, попадая в окружение тотальной заботы и доброты, становятся просто золотыми.
3. Мы запустили новый фильм, большой для нас проект, называется «Небесные жены». Это двадцать пять новелл о марийских женщинах, имя которых начинается на букву О. Это волшебная сказка – языческая, эротическая, веселая, грустная, красивая, радостная.
1. С этим вопросом все просто. Нет…
2. Имеется в виду использование традиционного русского киноприема «Е. твою мать!»? Когда надо, можно и так… А если серьезно, то любая задача требует именно того методического подхода, который помогает ее решить. В одном случае нужна импровизация, в другом детальная и тщательная подготовка и проработка. Замыкаться на одном, пусть и очень особом приеме, мне кажется, неэффективно и, главное, неинтересно. А на площадке все складывается, когда группа болеет за кино и работает с удовольствием.
3. Уже год работаю в стол над идеей, которая мне очень интересна. Это «Бег» Булгакова, только в 2020 году. Пока без каких-либо конкретных перспектив, но с людьми, которые вдохновляют продолжать работу.
Алексей Попогребский
1. Собралось одно поколение. Однозначно. Я понял это в 2009 году на Ки- нотавре, где был в качестве гостя. Я понял, что на 80 процентов программа состоит из работ моих друзей. Я понял, что да, теперь есть новое поколение. Если говорить о французской Новой волне, то там было единство реакции на «папино» кино, на буржуазность послевоенной Франции. У нас же пока единства реакции нет. Пока есть набор очень незаурядных режиссеров, каждый из которых снимает свое и снимает искренне.
2. Вы знаете, если бы у меня было 12 фильмов, то можно было бы обоснованно говорить о каком-то особом методе. От истории идет стилистика всего остального. Но важно не законтролировать процесс полностью. Мне важно, чтобы оставалось место для случайностей, спонтанности и органичности существования актеров.
3. Сейчас я готовлюсь к съемкам короткометражки в Берлине в 3D. Съемки скорее всего состоятся в начале декабря. Рабочее название «Капля крови». Следующая полнометражная картина также подразумевает стереокино. То есть я органически понял, что для этой истории необходимо дополнительное измерение.
1. Не могу, потому что никакой Новой волны нет. Есть что-то в обществе и людях, что звучит в новых фильмах.
2. Главное, чтобы актеры были на своих местах и чудо.
3. Секрет.
1. Я думаю, что это исключительно выдумка журналистов. Я, конечно, знаю всех ребят. Кто-то мне очень симпатичен, кто-то – крайне антипатичен. Но просто так сложилось, как мне кажется, что наше общество достигло определенного развития, когда не замечать какие-либо вещи уже невозможно. Все как-то не сговариваясь это заметили, и все решили, что это волна.
2. На самом деле должна быть партитура, палитра этих способов. Чем четче ты понимаешь задачу, тем больше у тебя развязаны руки в том плане, как добиться этого результата. Вообще я очень доверяю людям, с которыми работаю. Стараюсь работать с теми, кто близок мне по мировосприятию.
3. Даст бог, я скоро запущу новую картину. Московская, асфальтная картина, сутки в Москве. Рабочее название пока «Конвой». Три человека ходят по Москве в ожидании поезда, чтобы уехать.
1. Чем объединены монеты, которые я положил в свой карман? Тем, что это российские деньги, и тем, что они находятся в настоящий момент в моем кармане. Других определений и обобщений, на мой взгляд, нет. Как и в случае с теми, кого называют Новой волной. Общаюсь и дружу со многими из них. Мне интересно, что они делают.
2. Особых способов нет. Всегда все по-разному и по-новому. Я часто работаю с непрофессиональными актерами, а с ними все индивидуально.
3. Закончил съемки. Монтирую фильм.
1. Да нет никакой волны, на самом деле. И больше не будет. Есть интересные авторы, которые транслируют свой внутренний мир. Волна возникает тогда, когда люди долго варятся в одном котле, а тут ребята выстрелили каждый со своим багажом и со своим опытом.
2. Нет, у меня за это отвечают другие люди. Такой метод.
3. Вместе с Александром Орловым создал кинокомпанию «BULLDOZERFILMS», где монтирую наш первый фильм «Бедуин». Это психодрама, снятая в классическом жанре роуд-муви. Фильм о материнских чувствах и о том, на что способна мать ради спасения своего ребенка. Очень простое кино, с термоядерной историей.
1. И да, и нет. Конечно, я общаюсь и дружу со всеми молодыми режиссерами. Но надеюсь, что все все-таки разные, что хорошо. Надеюсь, что мое кино не похоже на какое-нибудь другое, а другое не похоже на мое.
2. Особый метод решить творческую задачу есть, но он как бы не один. Я стараюсь не повышать голос, а если это сделать надо, то хорошо, если это сделает кто-то другой.
3. Сейчас я получил финансирование на съемки фильма про молодого машиниста метро. Ориентировочно фильм будет готов к лету.