Вслед за списком «лучших фильмов десятилетия» портал IndieWire также опубликовал топ картин, которые западные критики считают самыми недооценёнными и незаслуженно обделёнными вниманием, из тех, что вышли за последнюю декаду. Каталог получился спорным, но интересным — 20 абсолютно разных лент всех стран, форм и жанров. Мы перевели для вас первую половину списка: тут вам и артхаусная классика, и подростковые мелодрамы, и один многомиллионный фантастический эпик
Последний фильм великого иранского режиссёра Аббаса Киаростами с его очень странной формой — вся лента представляет собой 24 никак не связанных (вроде бы) статичных кадра, в которые вплетены элементы анимации, живой съёмки и фоновые звуки, — может показаться скорее любопытным экспериментом, чем полноценной картиной. Бросая нас в разные сеттинги и места, от натурных сцен до урбанистических пейзажей и даже живописи, Киаростами показывает нам, как через свои работы он изучает окружающий мир, необычно используя язык кино и ломая привычные представления о том, как должны строиться истории. «24 кадра» — это кульминация исканий режиссёра, его богатой философии и изобретательных подходов к кинематографии, его умения провоцировать зрителя на поиски смыслов и эмоций там, где тот никогда бы искать не стал.
Во все времена было множество прекрасных и глубоко проницательных фильмов, которые широкая публика обходила стороной. Но немногие из них были настолько же смелыми, как «Выгода» Дженнифер Фанг. Отлично знакомая с научной фантастикой по своей работе на телевидении, режиссёр взяла жанр и с особым старанием надавила на темы сексизма, материнства, старения и моральной автономии и на то, как окружающие нас системы воспринимают всё как объекты для продажи. Это поразительно зловещий фильм с выдающейся игрой Жаклин Ким, также соавтора сценария, провоцирующий образы, которые не так просто выкинуть из головы и к которым хочется возвращаться для дальнейшего изучения.
Возможно, первый научно-фантастический фильм, отвечающий духу «Космической одиссеи 2001», с момента выхода спилберговских «Близких контактов третьей степени». Фильм Алекса Гарленда, как и шедевры прошлого, не объясняет сам себя — чем часто страдают даже лучшие из сай-фай-фильмов, — давая зрителям простор для собственных исканий и интерпретаций.
Музыкальная подростковая комедия «Бэндслэм», в отличие от многих представителей этого списка, не только недооценена, но и практически неизвестна. В то время как многие фильмы, не нашедшие контакта с аудиторией, позже возвели в разряд культа, это милое кино не получило второй жизни даже в эпоху стриминговых сервисов. Остаётся надеяться, что в год своего десятилетия комедия с (на тот момент) молодыми диснеевскими звёздами Элисон Мичалкой и Гэланом Коннелом из жертвы неудачного маркетинга превратится в потерянный и заново найденный алмаз.
Апокалиптическая драма «Бэллфлауэр, Калифорния» собрала очень приличные отзывы и даже получила награду на престижной премии «Независимый дух», но так и осталась абсолютно неизвестной для зрителя. И это печально — фильм, позиционирующий себя как антиартхаусный романс и при этом достаточно динамичный, чтобы работать как оммаж «Безумному Максу», достоин гораздо большего внимания. Специально для этого фильма его режиссёр/сценарист/монтажёр/актёр Ивэн Глоделл вместе с командой соорудили специальные и в единственных экземплярах камеры, чтобы создать уникальный визуальный экспириенс.
Многие темы, которые поднимает «Беллфлауэр», могут оказаться куда более актуальными сейчас, чем на момент выхода ленты в 2011 году. Снятый за копейки фильм немного груб и местами непрофессионален, но это впечатляющее визуальное достижение с большими амбициями.
Основанный на романе Дэвида Митчелла, который многие считали неэкранизируемым, фильм братьев (тогда ещё) Вачовски и их коллаборатора Тома Тыквера — почти трёхчасовая эпопея, исследование времени, людей и всей нашей дорогой цивилизации. Возможно, самое масштабное кино о том, как один маленький жест может странными колебаниями навсегда отразиться во времени и пространстве. В фильме параллельно рассказывается шесть историй, каждая из которых имеет свой собственный жанр — от исторической адвенчуры до криминального триллера 70-х годов и футуристической научной фантастики. Одно из абсолютно гениальных, но в то же время сильно не понятых решений Вачовски и Тыквера состоит в том, что в каждой из этих историй они используют одних и тех же актёров, визуально передавая чувство непрерывности времени и его круговой замкнутости.
«Кома» — один из самых оригинальных документальных фильмов последних лет. Снятая режиссёром Сарой Фаттахи в Дамаске — в основном в её родительском доме, где живут ее мать, бабушка и она сама, — в разгар гражданской войны картина показывает пересечение личной и политической жизни с удивительной эстетической изобретательностью. Осознанно или нет, первый полнометражный фильм Фаттахи напоминает о работах великой бельгийской документалистки Шанталь Акерман.
В справедливом мире отличные фильмы вроде «Короткого срока 12» Дестина Креттона, «Своего ребёнка» Джиллиан Робеспьер, «Наркотика» Рика Фамуйива 2015 года и «Почти семнадцать» Келли Фремон были бы большими хитами. Вместо этого каждый из них заработал смешные суммы по меркам коммерческого кино. И особенно это удивительно в случае «Почти семнадцать», подростковой трагикомедии, препарирующей понятную каждому фобию от лица прекрасно проработанного и очень смешного персонажа Хейли Стейнфилд, играющей тут депрессивную ученицу средней школы по имени Надин.
Когда она подходит к своему любимому учителю, которого играет Вуди Харрельсон, чтобы рассказать ему о своём плане покончить с собой, тот неожиданно отказывается играть по правилам. Вместо этого он мгновенно устанавливает с ней странную и даже неприличную связь, которая задает тон всей местной coming-of-age истории. Возможно, именно депрессивный настрой Надин отпугнул большую часть зрителей от этого фильма, но те, кто остались, наверняка были приятно удивлены тем, насколько «Почти семнадцать» отвергает привычный поверхностный подход к подростковому опыту. Будем надеяться, что со временем фильм найдет большую аудиторию или скорее большая аудитория найдёт этот фильм.
«Боже, помоги девушке» — независимый мюзикл, написанный и поставленный Стюартом Мёрдоком, лидером шотландской рок-группы Belle&Sebastian. В нашем десятилетии, когда музыкальные фильмы вышли из тени и снова стали обычным явлением в расписаниях кинотеатров, больно видеть, как лучший англоязычный мюзикл десятилетия абсолютно игнорируют любители кино, а иногда ещё и называют его любительским и, что куда хуже, «выпендрёжным».
Это камерный мюзикл о молодой певице и композиторе (её играет Эмили Браунинг), которая ищет свой путь, невзирая на некоторые проблемы с психическим здоровьем, и заводит дружбу с парой других неудачников (Ханна Мюррей и Олли Александер, солист Years & Years). В отличие от многих своих неуклюжих конкурентов, Мёрдок не стесняется включать классические музыкальные номера, а его специфичная режиссура, часто напоминающая любительские клипы, дарит этим номерам заразительное чувство радости, контрастирующее с царящей в фильме меланхолией.
«Ингрид едет на Запад» Мэтта Спайсера — современная сатира, косо глядящая на нашу ужасающую одержимость Instagram и культурой инфлюенсеров. Фильм четко очерчивает виртуальное пространство как нечто, чему необходимы свои инь и ян, — как тот самый инфлюенсер, тщательно вырабатывающий идеальный имидж для публики, и как и нуждающийся, доверчивый потребитель, который верит в это совершенство и жаждет его. Обри Плаза — грустная, страшная и мрачно веселая — прекрасна как опасно одержимая Ингрид. Не менее прекрасна Элизабет Олсен в роли Тейлор, навязчивой идеи героини Плазы, — девушки, вся работа которой состоит в том, чтобы существовать в Интернете.
Наполненный крошечными язвительными деталями фильм (муж Тейлор зарабатывает тем, что ставит на чужие картины хэштеги и продаёт их как современное искусство, пока его жена заполняет соцсети цитатами из книг, которые она никогда не читала), легко может претендовать на звание определяющей сатиры нашего поколения.