«Матрица», бесспорно, является одним из самых значимых фильмов современности, который не только подарил миру уникальную концепцию восприятия реальности, но и во многом предопределил техническое развитие блокбастеров будущего. 24 марта ровно 24 года со дня премьеры «Матрицы» в США. Несмотря на сиквелы и спин-оффы, первая часть франшизы о Нео, Тринити, Морфеусе и ложке, которой не существует, была и остается лучшей во франшизе. В честь знаменательной даты вспоминаем самые интересные и неожиданные факты о фильме, которые позволят по-новому взглянуть на вселенную, созданную Ланой и Лилли (ранее известными как Ларри и Эндрю) Вачовски.
Киану Ривз не был первым кандидатом на роль Нео
Наивно было бы полагать, что Киану Ривз был первым и единственным кандидатом на роль Нео. На самом деле у него был целый десяток соперников — актеров куда большей величины (по крайней мере, на то время). Изначально на главную роль в «Матрице» рассматривался Джонни Депп, но он отказался. Затем Вачовски встречались с Томом Крузом, Леонардо ДиКаприо, Марком Уолбергом, Юэном МакГрегором, Николасом Кейджем и Брэдом Питтом. Все они сказали «нет». На главную роль даже рассматривался звезда «Друзей» Дэвид Швиммер.
В какой-то момент боссы Warner Bros. окончательно впали в отчаяние и начали подумывать о том, чтобы переписать главного героя под девушку, а затем отправить сценарий Сандре Буллок. Но актрисе в тот момент было не до этого.
Многие также помнят о том, что от главной роли в «Матрице» отказался Уилл Смит — впоследствии звезда «Дикого, дикого Ззапада» неоднократно признавался, что сильно пожалел об этом.
Джада Пинкетт-Смит пробовалась на роль Тринити, но отказалась из-за отсутствия химии с Киану Ривзом
Как и Киану Ривз, Кэрри Энн Мосс также не была главной кандидаткой на роль Тринити. В момент съемок «Матрицы» актриса находилась на начальном этапе своей карьеры и была известна разве что по сериалам. От партии экранной возлюбленной Нео отказались такие звезды, как Мариса Томей, Сальма Хайек, Кэтрин Зета-Джонс, Дженнифер Лопес, Анджелина Джоли, Дрю Бэрримор, Люси Лью, Джиллиан Андерсон, Ума Турман, Элизабет Херли, Мадонна и даже Джанет Джексон.
Примечательно, что супруга Уилла Смита Джада Пинкетт-Смит всерьез присматривалась к роли Тринити и даже участвовала в пробах с Киану Ривзом. Но в ходе отсмотра сцен Вачовски решили, что между актерами абсолютно нет химии. Тем не менее впоследствии Пинкетт-Смит все-таки получила небольшую роль Ниобы в фильме «Матрица: Перезагрузка».
Символы кода в начале фильма являются сканами поварской книги
Знаменитые зеленые символы, которые появляются на экране в самом начале «Матрицы», на самом деле не означают ровным счетом ничего. По крайней мере, так сказал руководитель департамента визуальных эффектов фильма Саймон Уайтли в ходе интервью журналу CNET. По его словам, загадочный код на самом деле представляет собой комбинацию перевернутых букв и цифр, отсканированных из японских кулинарных книг его супруги.
Идея «Матрицы» была описана в комиксе
Сценарий первой «Матрицы» был написан еще в начале 90-х. В 1995 году Вачовски начали ходить с драфтом по киностудиям в надежде получить «зеленый свет», однако большинство продюсеров просто не понимали идею будущего фильма. В итоге Вачовски написали порядка 14 разных вариантов сценария, чтобы сделать «Матрицу» более подходящей для массовой аудитории, а главное — для боссов крупнейших кинокорпораций. Однако теперь студии начали отказываться от замысла из-за сложности с визуализацией — проще говоря, никто не понимал, как изложенная история будет выглядеть на большом экране.
К счастью, и это не остановило Вачовски. Создатели «Матрицы» наняли сразу трех комиксистов — Стива Скроче, Джеффа Дэроу и Тани Кунитаке, — чтобы те нарисовали максимально подробную раскадровку их скрипта. Примечательно, что Скроче до этого работал над комиксами о Людях Икс и Человеке-пауке. После нескольких месяцев мучений Warner Bros. получили 600-страничный графический роман по мотивам «Матрицы», который окончательно убедил их в гениальности идеи Вачовски.
В «Матрице» спрятан цветовой код
Помимо потрясающей работы оператора Билла Поупа в фильме также был использован специальный цветовой код, который помогал зрителям интуитивно отличать вымышленный мир от реального, а также усиливал эмоциональный накал некоторых особо важных сцен. Так, все сцены, снятые в матрице, имеют явный зеленый оттенок. В реальном же мире можно заметить присутствие синевы. Эпизоды, снятые в тренировочной симуляции, окрашены в желтый, поскольку не относятся ни к матрице, ни к реальному миру.
Перед началом съемок исполнителям главных ролей поручили прочесть ряд книг по философии
После утверждения основных актеров на роли Вачовски попросили всех ознакомиться с произведениями известного французского философа Жана Бодрийяра, чьи идеи во многом послужили основой для концепции «Матрицы». Актеры, в частности, прочли книгу под названием «Симулякры и симуляция». В обязательный список чтения также вошли «Из-под контроля» Кевина Келли и «Введение в эволюционную психологию» Дилана Эванса и Оскара Сарате. В начале фильма можно заметить, как Нео прячет незаконные компьютерные файлы в копию книги Бодрийяра.
Хьюго Уивинг серьезно травмировался во время работы над фильмом
Исполнитель роли агента Смита Хьюго Уивинг повредил ногу в первый же день съемок «Матрицы», выполняя непростой трюк. Впоследствии актеру даже пришлось лечь на хирургический стол. Вачовски думали о том, чтобы переписать роль под Уивинга, переживая, что тот не сможет сниматься в боевых сценах, однако в итоге они просто подстроили график съемок под постепенно выздоравливающего актера.
К слову, Уивинг также не был первым кандидатом на роль антагониста. Изначально Вачовски планировали пригласить в «Матрицу» Жана Рено, поскольку остались под большим впечатлением от его игры в «Леоне». Однако француз отказался от сотрудничества с режиссерами ради съемок в «Годзилле».
Трехминутная сцена перестрелки Тринити и Нео снималась без применения визуальных эффектов
Одна из самых запоминающихся сцен «Матрицы» — трехминутная перестрелка Нео и Тринити с десятками агентов Смитов — снималась порядка десяти дней. Самое интересное в этой сцене то, что она (на радость Кристоферу Нолану) была снята буквально «на натуре», с использованием практических эффектов. Вачовски хотели сделать этот момент максимально реалистичным, благо в фильме и так достаточно компьютерной графики.
Клуб садомазохистов из начала «Матрицы» — реально существующее место
В первом акте фильма Нео встречает Тринити в ночном клубе под названием S&M. Это клуб — реально существующее место, расположенное в Сиднее. Его настоящее название «Клуб Адского Пламени». Во время съемок Вачовски попросили завсегдатаев прийти в своем обычном образе и по возможности не стесняться камер. Таким образом, массовка на заднем плане выглядит так же, как посетители выглядели в любой другой вечер «Клуба Адского Пламени».
Постановщиком боевых сцен «Матрицы» стал легендарный гонконгский кинематографист
Первая «Матрица» создавалась под сильным влиянием восточных боевых искусств. Для этого в качестве постановщика экшен-сцен в фильм был приглашен знаменитый гонконгский режиссер Ву-Пинг Юэнь. Вачовски, в частности, были крайне впечатлены его работой над картиной «Кулак легенды» 1994 года. Ву-Пинг Юэнь к «Матрице» был настроен довольно скептически и поначалу даже хотел отказаться от сотрудничества. Для того чтобы отпугнуть Вачовски, он назначил себе слишком высокий гонорар, а потом и вовсе заявил, что хочет иметь полный контроль над всеми боевыми сценами. Юэнь также подчеркнул, что намерен самостоятельно тренировать всех актеров фильма. Как ни странно, Вачовски пошли на все условия. В итоге тому волей-неволей пришлось присоединиться к «Матрице».
Забавно, что именно «Матрица» помогла Юэню пробиться в Голливуд — через несколько лет после выхода фильма сам Квентин Тарантино нанял его в качестве постановщика трюков для «Убить Билла».