Эммануэль Любецки — один из самых влиятельных операторов современности, чьи работы навсегда изменили как эстетику кино, так и его восприятие зрителями. Каждый проект Любецки, будь то сказочные истории Тима Бертона, реалистичные притчи Альфонсо Куарона или возвышенные кинороманы Терренса Малика, становится уникальным благодаря умению оператора выжимать из каждой сцены максимум. Ко дню рождения Любецки вспоминаем десяток главных кадров, определивших карьеру мексиканского виртуоза.
На девочек, стоящих на гигантской голове Будды, мощным потоком падает солнечный свет — ставший каноническим кадр в фильмографии Эммануэля Любецки принадлежит драме Альфонсо Куарона «Маленькая принцесса». История мечтательной девочки Сары (Лизель Мэтьюз), вынужденной переехать из Индии в частный пансион в Нью-Йорке, стала для оператора и режиссера вторым совместным проектом. Именно эта картина принесла Любецки первую номинацию на премию «Оскар» и стала поворотной точкой и в карьере Эммануэля, и в его многолетнем сотрудничестве с Куароном.
Всадник без головы, молодой Джонни Депп и готическая Кристина Риччи — «Сонная лощина» Тима Бертона по сей день остается одним из самых красивых фильмов режиссера именно благодаря таланту Эммануэля Любецки. Оператор идеально считал замысел Бертона и вплел в мистическую историю о похождениях Икабода Крейна на проклятой земле немецкий экспрессионизм и темные нотки готической литературы. «Сонная лощина» принесла Любецки вторую номинацию на премию «Оскар».
Подробнее о фильме читайте в нашем материале.
Путешествие двух подростков (Гаэль Гарсиа Берналь и Диего Луна) и дамы с разбитым сердцем (Марибель Верду) к мифическому пляжу, где испаряются все тревоги, вывело тандем Куарона и Любецки в высшую лигу. Последний, конечно, давно снимал не менее прекрасное кино в США, но на Венецианский кинофестиваль приехал именно как оператор «И твою маму тоже». История взросления, полная комичных ситуаций, страсти и душещипательной драмы, намеренно выполнена в документальном стиле. Любецки использует ручную камеру, чтобы подчеркнуть зыбкое равновесие постоянно меняющегося мира главных героев, готовое рассыпаться в прах в любую минуту.
«Новый свет» — первый опыт работы Любецки с режиссером Терренсом Маликом. Действие исторической драмы разворачивается в Америке XVII века и является интерпретацией широко известной истории о Покахонтас (К'Орианка Килчер) и спасенном ею от смерти капитане Джоне Смите (Колин Фаррелл). Любецки прекрасно уловил стиль Малика и создал одни из лучших видов природы, еще не тронутой руками человека. Практически каждый кадр «Нового света» — произведение искусства, а эксперименты Любецки с естественным освещением чуть позже будут доведены оператором до совершенства в «Выжившем» — другом фильме об освоении американского континента.
«Дитя человеческое» стал для Любецки торжеством технологий. Для одной из самых запоминающихся сцен фильма была даже сконструирована специальная установка для камеры, благодаря которой съемка одним дублем в замкнутом пространстве машины стала гораздо удобнее. Для истории полного религиозных аллюзий путешествия Тео (Клайв Оуэн) и сумевшей забеременеть в мире, долгие годы пораженном чумой бесплодия, Ки (Клэйр-Хоуп Ашити) к спасению требовалась определенная визуальная выразительность. И то, как Любецки играет со светом, фактурой и позами персонажей, превращает буквально каждый кадр фильма «Дитя человеческое» в полотна художников эпохи Возрождения.
«Древо жизни» — определяющий фильм в карьере и Любецки, и Малика. Режиссер с тех пор так и не смог приблизиться к тому уровню личной откровенности и точности, который был достигнут в картине. А Любецки за свою работу получил более десяти премий — «Оскар» оставался только вопросом времени. Один из самых запоминающихся кадров этой истории о сотворении мира, обернутой в монументальный роман о семейном конфликте, — бредущая по солончаку в направлении солнца героиня Джессики Честейн. Снятый с любимой Любецки нижней точки, он полностью поглощает зрителя своей вневременной универсальной красотой.
Следующий фильм Малика, «К чуду» — куда более камерная история о кризисе романтических отношений, где любовь приходит и уходит, а жизнь продолжает течь своим чередом. Местом силы для главных героев фильма является Мон-Сен-Мишель — знаменитый остров-крепость на северо-западном побережье Франции, сам по себе живописный в любое время года. Но то, как на фоне этой достопримечательности снимает протагонистов Эммануэль Любецки, превращает замок на острове и пространство вокруг него в символ незыблемости мира, на фоне которого люди лишь скромные точки в древнем ландшафте.
«Гравитация» — наиболее технически сложная работа Любецки на данный момент — не зря принесла оператору первую в карьере премию «Оскар». Для съемок сцен в невесомости был построен специальный куб с длиной ребра шесть метров: внутри установили светодиодные панели, куда выводилось изображение космоса. Фильм открывается 17-минутной однокадровой сценой, представляющей героев Сандры Буллок и Джорджа Клуни и задающей направление всей истории. Но важной частью «Гравитации» является не только космос вокруг протагонистки, но и изображение ее уязвимости перед лицом бесконечного ничего. И кадр, где Райан Стоун в позе эмбриона сворачивается в космической капсуле, — лучшая тому иллюстрация.
«Бердмэна» Иньярриту можно бесконечно разбирать на великолепные кадры. А тот факт, что фильм был снят и смонтирован так, чтобы казалось, что все происходящее — один непрерывный дубль, лишь добавляет очков оператору. Вдобавок команда Иньярриту снимала картину на настоящих улицах Нью-Йорка, что увеличило сложность работы, но добавило Любецки, фанату экспериментов с естественным освещением, массу поводов для импровизации. Оператор также использовал цифровые камеры (Любецки не раз утверждал, что не любит пресловутое «зерно», которые дает пленка), что ускорило производство и упростило задачу специалистам по эффектам. Но главное в «Бердмэне» — то, как Любецки с помощью ракурсов и крупных планов заставляет зрителей стать с персонажем Майкла Китона, вышедшей в тираж звездой супергероики 90-х Ригганом Томсоном, одним целым.
Последняя на данный момент совместная работа Эммануэля Любецки и Алехандро Гонсалес Иньярриту, «Выживший» рассказывает реальную историю охотника за пушниной Хью Гласса (Леонардо Ди Каприо), оставленного умирать бесчестным Джоном Фицджеральдом (Том Харди), но буквально вернувшегося с того света, чтобы отомстить. Любецки, опять-таки благодаря цифровым камерам, смог довести свою страсть к естественному освещению до идеала — «Выживший» полностью снят на натуре, без использования зеленых экранов и специального света. В картине Любецки вновь передает противостояние человека и стихии и выводит изображение одиночества на фоне заснеженных пейзажей на невиданный уровень.