До онлайн-кинотеатров наконец-то добрался хоррор «Под водой», где Кристен Стюарт и Венсан Кассель пытаются спастись от морского чудовища. Вспоминаем другие фильмы о подводных монстрах, многие из которых переворачивают жанровые шаблоны с ног на голову.
На глубоководный батискаф, где засела исследовательская группа, напало таинственное существо (как выяснится позже — гигантская доисторическая акула). Сверху, в штабе, начальники в панике, ведь надо спасать застрявший на дне экипаж. На помощь решено позвать спасателя-подводника Тейлора — лысого мускулистого мачо с лицом Джейсона Стэйтема, который уже сталкивался с чудищем и знает, как ему дать отпор. Звезда «мужского» кино против 23-метровой акулы — что может быть круче? «Мег: Монстр глубины» ещё до выхода представлялся идеальным многомиллионным b-movie без чувства меры и вкуса, но по итогу оказался ближе скорее к приглаженным студийным проектам. Никакого кровавого угара и кэмпа — лишь очередной боевик, отличающийся от других проектов Стэйтема лишь тем, что здесь актёр сражается не с ублюдками-мафиози, а с клыкастым чудовищем. Хотя, будем честны, смотреть на это по-прежнему весело. Больших голливудских фильмов о столкновении с акулами становится всё меньше, и «Мег: Монстр глубины» на этом, простите, безрыбье — настоящая рыба мечты.
Кто-кто, а Александр Ажа («Кровавая жатва», «У холмов есть глаза») знает толк в кровавой киномясорубке. Продолжая дело Джо Данте, который снял кассовый хит «Пираньи» аж в 1978-м, французский режиссёр пытается встроиться в контекст хорроров 70-х и 80-х с их любовью к оголённым телам, подростковому буйству и дешёвым сценам убийств. На летний курорт у озера Виктория приезжают десятки тысяч свободолюбивых подростков, которые только и делают, что занимаются сексом и пьют, но их праздник жизни прерывают голодные доисторические пираньи. Избитый сюжет, чей шаблон встречается в сотне других слэшеров, Ажа только на руку: ему нравится работать со всем архаичным, давно ушедшим из разряда актуального, а потому и не шибко мейнстримного. Смысл «Пираний 3D» не в создании чего-то уникального — он в гиперболизации старых клише и попытке запечатлеть одновременно их неестественность и особенную постмодернистскую эстетику. Пусть беспечные подростки ищут укрытие — законы бесславного слэшера доберутся до каждого из них.
Без этой классики вести разговор о морских чудовищах — нонсенс. Детище Universal, созданное в рамках их культовой серии о монстрах (среди них Дракула и Франкенштейн, например) и ставшее предметом восхищения Гильермо дель Торо, о чьей «Форме воды» мы тоже позже вспомним. Сейчас выглядящий архаично, фильм Джека Арнольда в 1954 году стал классикой жанра и вдохнул жизнь в истории о человеке-амфибии. Тут, пожалуй, надо сделать оговорку, что рядовому зрителю, не одержимому жанровым кино, «Тварь из Чёрной Лагуны» может показаться устаревшей и утомительной — поэтому рекомендовать этот наивный фильм стоит лишь тем, кто хочет больше узнать об истоках голливудского хоррора и понять, откуда растут ласты у всех подводных ужастиков.
Не было бы «Твари из Чёрной Лагуны» — не было бы и «Формы воды» Гильермо дель Торо. Увидев в детстве фильм Джека Арнольда, мексиканский постановщик начал фантазировать, что было бы, если бы главная героиня и морское чудовище полюбили друг друга. Спустя десятки лет режиссёр решил прервать череду фантазий и экранизировать детские мечты. Понять, почему многим не нравится «Форма воды», довольно легко: здесь и инфантилизм, и необычный подход к истории красавицы и чудовища, и, наконец, некоторая плоскость образов. Но дель Торо такими сказочными, однозначными категориями мыслил всегда, и этот его фильм — абсолютно типичный для автора. Мюзикл и оммажи классике здесь могут смениться сценами мастурбации в ванной, но режиссёра это ничуть не волнует. Течение жизни в его фильмах состоит из таких склеек условно взрослого и детского; того, чем дель Торо восхищался в юношестве, и того, как он теперь смотрит на мир. Большой ребёнок, пытающийся не потерять связь с детскими воспоминаниями, пытается поговорить со зрителем на тему сексуальности и запретной любви — это ли не восхитительно?
Подводная лодка «Монтана» сталкивается с неизвестным объектом на большой глубине и начинает тонуть. На помощь к экипажу и грузу отправляется другая субмарина, среди членов которой — военные и исследователи. Однако они не могли предположить, какие ужасы ожидают их на месте. Фильм Джеймса Кэмерона — эталонное кино о загадках моря, которое поражает не только саспенсом и продуманным сценарием, но и визуальным богатством декораций. В какой-то степени ключевая лента о подводных злоключениях, ставшая последним по-настоящему великим событием для жанра. Философская проблематика у Кэмерона всегда была включена в контекст зрелищного голливудского кино, но в «Бездне» эта фишка автора, кажется, максимально заметна. Даже если вам не близки истории о борьбе с монстрами, вас поразит техника съёмки и инновационный подход классического режиссёра к старой жуткой истории.