Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Мой друг Ефим Гугнин

5 интересных деталей «Довода», которые вы упустили

Разбираем на части масштабный экшен Кристофера Нолана, который недавно вышел в официальный цифровой прокат.

Добавить в закладки
5 интересных деталей «Довода», которые вы упустили

«Не пытайся понять, просто почувствуй», — сообщает нам фильм «Довод» в одной из сцен, настраивая зрителя на то, чтобы он не рационализировал всё происходящее в картине, а просто получил удовольствие от её занимательной кинематографической пластики. Правда, далеко не все к этому совету прислушались: люди слишком любят искать скрытые смыслы — и там, где это делать стоит, и там, где оно, собственно, никому не нужно.

Кристофер Нолан на съемках фильма «Довод»

Кристофер Нолан на съемках фильма «Довод»

В случае «Довода» — каким бы целостным ни был фильм безо всяких смысловых надстроек — искать маленькие детали действительно, что уж там, интересно. Они мало что объясняют в контексте местного сюжета (да и не должны), но зато занятно дополняют вселенную, построенную Кристофером Ноланом. И показывают, насколько этот человек любит своё дело, как тщательно и скрупулёзно подходит к своим фильмам-аттракционам.

Символизм красного и синего

Уследить за действием в «Доводе» не так просто — люди двигаются вперёд и назад по таймлайну, временные петли заплетаются и распутываются, в общем, полный темпорально-пространственный кавардак. Чтобы как-то упростить зрителю понимание происходящего, Нолан в фильме совершает один очень ловкий трюк. С помощью цветовой драматургии он разделяет два пространства — то, в котором время течёт нормально, и то, где оно оборачивается вспять.

Через весь фильм проходит тема отношения красного и синего цвета. В помещении у Сатора, где расположен так называемый «турникет» (устройство для инверсии), две комнаты разделены стеклянной перегородкой. И та комната, где люди существуют в нормальном времени, освещена красным цветом, а другая — синим. А ещё красное платье носит Кэт, когда находится в нормальном времени.

Элизабет Дебики и Кеннет Брана на кадре из фильма «Довод»

Элизабет Дебики и Кеннет Брана на кадре из фильма «Довод»

Позже солдаты «Довода» делятся на «красный» и «синий» отряды — и опять же красные остаются в обычном таймлайне, а синих инвертируют. Причём у них даже циферблаты часов, отсчитывающих время операции, окрашены в соответствующие цвета.

Зритель может не замечать эту цветовую драматургию, но подсознательно всё равно считывает её — и таким образом интуитивно понимает, какие из героев в каком времени находятся. Это гениальное и, как всё гениальное, очень простое решение, впечатляющее ещё и потому, что Кристофер Нолан — дальтоник.

Есть и более научное объяснение наличия красного и синего в фильме. Оно отсылает нас к мысленному эксперименту, известному как «Демон Максвелла». В 1867 году британский физик Джеймс Клерк Максвелл предположил, что во Втором начале термодинамики кроется парадокс.

Джон Дэвид Вашингтон на кадре из фильма «Довод»

Джон Дэвид Вашингтон на кадре из фильма «Довод»

Представим, что у нас есть сосуд с газом, разделённый перегородкой. А в этой перегородке — маленькое отверстие, которым управляет микроскопический «демон»: оценивая скорость молекул газа, он пускает в одну часть сосуда только быстрые молекулы, а в другую — только медленные. Через какое-то время все быстрые молекулы окажутся в одной части и, согласно законам физики, нагреют её, все медленные — в другой, которая станет холоднее (то есть энтропия инвертируется). Это противоречит принципу неубывания энтропии в замкнутых системах, который постулирует как раз Второе начало термодинамики.

Так вот, представляя этот эксперимент на бумаге, Максвелл рисовал быстрые молекулы красными, а медленные (инвертированные) — синими. Скорее всего, Нолан подсмотрел у физика эту идею. Не зря же в офисе Лауры, которая объясняет Протагонисту принципы инверсии, на доске изображён эксперимент Максвелла.

 Дэвид Джон Вашингтон на кадре из фильма «Довод»

 Дэвид Джон Вашингтон на кадре из фильма «Довод»

Палиндромы

Все знают, что название фильма, «Довод» (в оригинале — Tenet) — это палиндром, то есть слово, которое читается одинаково в обе стороны. Оно взято из известного римского квадрата-палиндрома SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS, где находится как раз посередине.

Что интересно, все слова из этого квадрата использованы в фильме. Сатор — фамилия главного злодея. Арепо — фамилия бедного художника, который нарисовал поддельную картину, ею Сатор позже шантажировал свою жену. Опера — место, где начинается фильм. Rotas — название грузовой компании, в контейнерах которой путешествуют главные герои.

Но есть в «Доводе» и менее заметные палиндромы. Скажем, чтобы проникнуть в хранилище в аэропорту, герои взрывают самолёт с номером 747 — числом- палиндромом. А в конце на выполнение финальной операции у двух отрядов солдат есть по 10 минут. «Десять» по-английски ten, а если это слово написать в обе стороны, получится, да, Tenet.

Сатор бы не умер

В начале фильма Протагонист оказывается в плену и, чтобы не выдавать свой отряд, глотает пилюлю с ядом. А через какое-то время просыпается на корабле, где ему рассказывают, что пилюля была фальшивой, и вообще его таким образом проверяли, чтобы дать доступ к сверхсекретной операции «Довод».

Кеннет Брана в роли Андрея Сатора на кадре из фильма «Довод»

Кеннет Брана в роли Андрея Сатора на кадре из фильма «Довод»

Так вот что интересно: в конце Сатор собирается покончить с собой, чтобы таким образом уничтожить весь мир. И как же он хочет это сделать? С помощью пилюли, созданной ЦРУ. Вполне вероятно, что это та самая пилюля, которую забрали у Протагониста подручные Сатора (герою-то в итоге пришлось есть чужую), а значит, Сатор бы от неё не умер. И «Довод» победил бы в любом случае.

В более глобальном смысле можно предположить, что идея использовать фальшивые пилюли принадлежит самому Протагонисту, только из будущего. Ведь он знал, что его схватят в плен и отберут яд, и мог подготовить всё так, чтобы максимально обезопасить операцию.

Вообще любопытно, что «Довод» — кино об операции, которая точно удастся (иначе никто бы не создал её в будущем, а это уже парадокс). Следовательно, Нолан заставляет нас всерьёз переживать о том, что в любом случае произойдёт. В каком-то смысле это интересный метакомментарий на тему шпионских фильмов вообще: мы ведь всегда понимаем, что герой победит, и всё равно следим за его историей, прильнув к экрану.

Кто же всё-таки сын Кэт?

В Сети гуляет много предположений о том, кем же всё-таки является сын Кэт — уж слишком часто о нём в фильме вспоминают, чтобы он оказался не важным для сюжета персонажем. Есть экзотичные теории — например, что это Ивс, солдат, которого играет Аарон Тейлор-Джонсон. Идея, правда, мало чем подкреплена.

Роберт Паттинсон в роли Нейла на кадре из фильма «Довод»

Роберт Паттинсон в роли Нейла на кадре из фильма «Довод»

Куда более популярна теория о том, что это Нил, герой Роберта Паттинсона. Как и сын Кэт, он блондин, к тому же в совместной со своей возможной матерью сцене он ведёт себя довольно странно. И даже то, что у сына есть имя (его зовут Макс) и оно отличается от имени Нила, может быть легко объяснено: в конце концов он секретный агент и, вероятно, работает под псевдонимом. Да и Нолан в интервью говорил, что его «возможно» зовут Нил, но, мол, мы этого не знаем на самом деле.

Единственная проблема с этой теорией — если Нил действительно сын Кэт, то он должен был прожить в инвертированном состоянии более десятка лет. Что, думается, не очень практично и удобно (всё это время находиться в кислородной маске как минимум).

Камео

Кристофер Нолан не из тех режиссёров, кто любит пичкать свои фильмы всевозможными камео. Но в «Доводе» всё же есть парочка любопытных. Во-первых, в сцене диалога Протагониста с героем Майкла Кейна появляется актёр Джереми Теобальд. Вы, скорее всего, не знаете его по имени, но он важный персонаж в творческой истории Нолана. Именно он играет главную роль в первой заметной короткометражке режиссёра, «Жуке-скакуне», и его дебютной полнометражке «Преследование».

Появляется в «Доводе» и сам Нолан. Нет, он не заскакивает в кадр, как это любил делать Хичкок и любит, скажем, Питер Джексон. Камео Нолана, вполне в духе режиссёра, куда более неочевидное. В некоторых композициях в саундтреке Людвига Йорансона можно услышать учащённое дыхание, задающее ритм мелодии. Так вот, дышит в микрофон не кто иной, как сам Кристофер Нолан.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?