Ровно пять лет назад состоялась премьера первого сезона «Короны» — мегаломанского проекта Netflix, посвященного длящемуся вот уже 69 лет правлению королевы Елизаветы II. Мы решили вспомнить события четырех из шести запланированных сезонов и выбрали из них пять самых грустных моментов сериала.
Сериал Netflix не начинается с коронации, а дает зрителю несколько эпизодов на то, чтобы показать жизнь Елизаветы до вступления на престол: от брака с принцем Филиппом до рождения двух детей. Вроде бы такая предсказуемая (из-за рака легких), но все равно ошарашивающая новость о кончине короля Георга VI доходит до наследницы во время сафари в Кении в рамках турне по странам Содружества — она вроде бы готовилась к этому событию всю жизнь, но все равно чувствует себя не в своей тарелке, когда к ней обращаются согласно новому статусу.
Один из главных мотивов «Короны» — это размытые границы в отношениях королевской семьи, в которой собственно человеческие связи и чувства заглушены весом многовековых традиций. В течение следующих сезонов зритель неоднократно будет наблюдать за тем, как Елизавета II живет лишь с условным статусом матери, жены, сестры и подруги, оставаясь для всех в первую очередь персонифицированным образом сакральной королевской власти. Если и выбирать отдельный момент, когда это было показано лучше всего, то стоит остановиться на смерти Георга VI: Елизавета даже не успевает оплакать кончину отца, как уже вынуждена моментально принять его обязанности, причем сделать это в окружении людей, которые еще вчера обращались с ней на равных, а теперь обязаны кланяться в ее присутствии и соблюдать субординацию.
Из-за тяжести короны, впрочем, страдает не только Елизавета, но и ее муж, принц Филипп. В самом начале сериала он отказывается от титула принца Греческого и Датского ради женитьбы, но психологические последствия своего решения он начнет ощущать позже, когда поймет, что остаток жизни будет вынужден провести в тени жены. Это осознание сначала выльется в его просьбу сохранить у королевской семьи его фамилию Маунтбеттен и отказ преклонить колено на коронации Елизаветы II («я хочу быть в браке с женой, а не королевой»). Правда, если в первых сезонах это выглядит как ущемленное мужское эго, то к третьему переходит в состояние постоянного экзистенциального кризиса: смирившийся со своей участью принц Филипп понимает бесцельность своей жизни на фоне высадки американцев на Луну в 1969 году. Позже он признается принцессе Диане, что «брак с членом королевской семьи — это работа, а не любовь»; и тут уже не так важно, как вы относитесь к противоречивому герою, после этих слов ему невозможно не сочувствовать.
Возможно, самая эмоциональная сюжетная арка первых сезонов принадлежит принцессе Маргарет, которая не особо переживает из-за того, что живет в тени старшей сестры, ставшей королевой, или из-за того, что вступление Елизаветы на престол кардинально изменило динамику их отношений. Героиня страдает из-за того, что вынуждена подстраивать жизнь под свод морально устаревших королевских традиций — их роль в стремительно меняющемся мире составляет еще один важный для сериала мотив. В первых сезонах принцесса Маргарет влюблена в полковника Королевских ВВС Питера Таунсенда, но его социальное положение и развод ставят крест на возможном браке: против него выступает все окружение Елизаветы II — та сначала дает слово, что позволит сестре выйти замуж за возлюбленного, но в итоге нарушает его. Это решение, как зритель сможет заметить в последующих сезонах, не только отдалит Маргарет от сестры, но и разрушит ее личную жизнь — впоследствии она импульсивно вступит в брак с фотографом Энтони Армстронг-Джонсом. В схожей ситуации, когда долг придется ставить выше чувств, окажется сын Елизаветы II, принц Чарльз, которому будет запрещено продолжать отношения с возлюбленной, Камиллой Шанд.
Неудивительно, что эпизод, посвященный одной из самых страшных трагедий в новейшей истории Великобритании (оползень с горы в деревне Аберфан снес расположенную на склоне школу — погибло 144 человека, в том числе 116 детей), стал самым эмоционально тяжелым в сериале. Впрочем, места в этой подборке он заслуживает из-за того, как на трагедию реагирует королева Елизавета II. Несмотря на советы ее окружения, она изначально отказывается ехать в Уэльс и меняет свое решение (в нулевых всплывет информация, что она считает его главной ошибкой своего правления) только через восемь дней, когда получает информацию, что ее могут раскритиковать за отсутствие эмпатии. Эпизод отлично демонстрирует то, что хоть навязанная королевскими традициями и обычаями отстранённость Елизаветы II приглушает ее эмоции, она все равно остается человеком, способным сопереживать семьям, пострадавшим в страшной трагедии. По крайней мере, такое ощущение складывается на финальных минутах эпизода, когда героиня слушает по радио хор на похоронах детей и не сдерживает слезы.
Четвертый сезон сериала прошел под флагом долгожданного появления Дианы Спенсер, которая в последние годы приковывает все больше внимания кинематографистов. Создатели «Короны» во всей красе демонстрируют, как сказочная (по крайней мере на бумаге) жизнь леди Ди обернулась для нее сущим кошмаром: она страдала из-за булимии, чувствовала себя изгоем в королевской семье (во многом из-за того, что ее чуть ли не единственную любили обычные люди) и пыталась спасти изначально провальный брак с влюбленным в другую девушку принцем Чарльзом. Четвертый сезон забит эмоциональными, подчеркивающими изолированность и страдания леди Дианы моментами, но для подборки мы остановились на ее аудиенции с Елизаветой II: героиня дает волю чувствам, эмоционально рассказывая королеве о несчастном браке и отношении подданных к королевской семье, а в конце и вовсе пытается обнять отчужденную свекровь. Та лишь с недоумением смотрит на нее и уходит из комнаты, оставив заплаканную леди Диану в роскошном интерьере Виндзорского замка. Такой вот простой, но эффектный кадр, честно иллюстрирующий ее жизнь в королевской семье.