Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Подборки фильмов

5 великих отечественных режиссёров, у которых были серьёзные конфликты с властью

Недавно Кириллу Серебренникову, обвиненному по весьма неоднозначному уголовному делу, прокурор запросил шесть лет колонии общего режима. Это, конечно, далеко не первый случай, когда отечественный автор преследуется высшими инстанциями, и, к сожалению, думается, не последний. Сегодня мы вспоминаем о пяти советских режиссёрах, подвергшихся травле цензуры и правительства.

Добавить в закладки
5 великих отечественных режиссёров, у которых были серьёзные конфликты с властью

Сергей Параджанов

Сергей Параджанов

Автор «Цвета граната» Сергей Иосифович Параджанов считается одним из самых влиятельных советских режиссёров — до сих пор его работами вдохновляются авторы по всему миру, включая самые нетипичные примеры вроде Ари Астера с его «Солнцестоянием». А вот правительство родной страны его не очень любило: уж слишком резко Параджанов высказывался на тему цензуры и геноцида украинцев. В 1974 году режиссёру «сшили» дело и обвинили в однополых отношениях — следующие четыре года Сергей Иосифович провёл в тюрьме, где над ним физически и психологически издевались.

Лишь благодаря всемирной огласке этого дела и тому, что за Параджанова вступилась вся творческая общественность, его отпустили в 1978-м. Правда, с запретом жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване. Ему не давали снимать кино, и жить приходилось на деньги, вырученные от продажи личного антиквариата. Лишь в 1984-м он смог выпустить свою следующую картину — «Легенду о Сурамской крепости», — и то лишь формально указав режиссёром другого человека.

Видеоплеер загружается.
Цвет гранатаОтрывок (рус.)
Текущее время 0:00
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время -:-
5 сек
5 сек

Александр Довженко

Александр Довженко

У одного из главных советских авторов авангарда и позже сталинского кино были очень сложные отношения с властью. Генсеку Сталину нравилось творчество Довженко, и долгое время они поддерживали тесную связь. Но чем дольше они общались, тем более серьёзные противоречия между ними возникали: явно настроенному патриотически по отношению к своей малой родине Довженко не очень нравилось то, что происходило в Украине в 30-е годы.

Сталин, по сути, насильно перевёз Довженко из Киева в Москву, чтобы потом не пришлось его репрессировать. В 1943-м Довженко написал сценарий под названием «Украина в огне», в котором критиковал борьбу власти с «классовыми врагами» и, как это позиционировала советская цензура, «обелял украинских изменников Родины». Сценарий был запрещён к публикации и, естественно, экранизации, а ещё один неоднозначный фильм Довженко, поэтический «Жизнь в цвету», пришлось переделывать в политически ангажированного «Мичурина». Во время его съёмок, вечно регулируемых сверху, Довженко заработал инфаркт. Режиссёр выжил, но кино больше не снимал.

Видеоплеер загружается.
ЗемляОтрывок (рус.)
Текущее время 0:00
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время -:-
5 сек
5 сек

Леонид Гайдай

Леонид Гайдай

Сегодня мы знаем Гайдая как, пожалуй, главного «народного» советского режиссёра, но его карьера вполне могла оборваться, не начавшись. В 1958 году Леонид Иович снял комедию «Жених с того света» — искромётную сатиру о проблемах советской бюрократии. Главного героя в ней ошибочно записывают в покойники, и он весь фильм не может доказать государственной системе, что на самом деле он жив.

Картина не прошла советскую цензуру и из неё начали активно вырезать целые сцены и сюжетные линии. В итоге полнометражный фильм превратился в короткометражный, а Гайдаю, по сути, пообещали сломать всю карьеру. Его спас великий Иван Пырьев, на тот момент директор «Мосфильма» и очень влиятельный в творческих кругах режиссёр, под чьей протекцией Гайдай снял «Трижды воскресшего» — скучное патриотическое кино, вовсе не комедийное и созданное, лишь чтобы ублажить цензуру. После о нём Гайдай не любил даже вспоминать.

Видеоплеер загружается.
Иван Васильевич меняет профессиюОтрывок #3 (англ.)
Текущее время 0:00
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время -:-
5 сек
5 сек

Маргарита Барская

Маргарита Барская

Один из самых трагичных случаев — Маргарита Барская, выдающаяся режиссёрка эпохи раннего звукового кино. В 1933-м она сняла дебютные «Рваные башмаки» — фильм, с невиданной прежде в советском кино чуткостью обращавшийся с героями- детьми. До сих пор его считают эпохальным для отечественного кино.

В 1936-м Барская закончила следующий фильм, «Отец и сын», тоже про детей, но теперь советских («Рваные башмаки» были про Германию в преддверии наступления фашистского режима). Картину сначала одобрили, а потом вдруг разгромили: обвинили во вредительстве, а саму режиссёрку заставляли сознаться в том, что она делала фильм по заказу японских шпионов. В итоге Барскую уволили с «Союздетфильма», а картину, конечно, не выпустили. Выйдя с последнего собрания, на котором на неё вылили очередной ушат грязи, Маргарита Барская покончила жизнь самоубийством.

Видеоплеер загружается.
Рваные башмакиОтрывок (рус.)
Текущее время 0:00
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время -:-
5 сек
5 сек

Андрей Тарковский

Андрей Тарковский

Возможного, величайшего советского режиссёра тоже не слишком жаловала советская власть. В письмах отцу Тарковский жаловался, что его травили на протяжении всей карьеры, из-за чего за 20 лет работы в отечественном кино он «около 17 был безнадёжно безработным». Во время работы над «Ностальгией» режиссёр писал в Госкино с просьбой дать ему пожить и поработать в Италии в течение трёх лет, после чего он обязался вернуться в страну.

Но власть это не устраивало, и в итоге «самый русский режиссёр» вынужден был эмигрировать и больше никогда не возвращаться на Родину. На несколько лет его фильмы запретили в СССР — и сняли этот запрет, только когда Тарковский был на смертном одре.

Видеоплеер загружается.
НостальгияОтрывок (рус.)
Текущее время 0:00
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время -:-
5 сек
5 сек

Текст: Ефим Гугнин
1 комментарий
А
Юный Гугнин всё гугнит, либераст? Ну-ну! :)))))
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?