5 великих отечественных режиссёров, у которых были серьёзные конфликты с властью
Недавно Кириллу Серебренникову, обвиненному по весьма неоднозначному уголовному делу, прокурор запросил шесть лет колонии общего режима. Это, конечно, далеко не первый случай, когда отечественный автор преследуется высшими инстанциями, и, к сожалению, думается, не последний. Сегодня мы вспоминаем о пяти советских режиссёрах, подвергшихся травле цензуры и правительства.
Автор «Цвета граната» Сергей Иосифович Параджанов считается одним из самых влиятельных советских режиссёров — до сих пор его работами вдохновляются авторы по всему миру, включая самые нетипичные примеры вроде Ари Астера с его «Солнцестоянием». А вот правительство родной страны его не очень любило: уж слишком резко Параджанов высказывался на тему цензуры и геноцида украинцев. В 1974 году режиссёру «сшили» дело и обвинили в однополых отношениях — следующие четыре года Сергей Иосифович провёл в тюрьме, где над ним физически и психологически издевались.
Лишь благодаря всемирной огласке этого дела и тому, что за Параджанова вступилась вся творческая общественность, его отпустили в 1978-м. Правда, с запретом жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване. Ему не давали снимать кино, и жить приходилось на деньги, вырученные от продажи личного антиквариата. Лишь в 1984-м он смог выпустить свою следующую картину — «Легенду о Сурамской крепости», — и то лишь формально указав режиссёром другого человека.
Видеоплеер загружается.
Цвет гранатаОтрывок (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
У одного из главных советских авторов авангарда и позже сталинского кино были очень сложные отношения с властью. Генсеку Сталину нравилось творчество Довженко, и долгое время они поддерживали тесную связь. Но чем дольше они общались, тем более серьёзные противоречия между ними возникали: явно настроенному патриотически по отношению к своей малой родине Довженко не очень нравилось то, что происходило в Украине в 30-е годы.
Сталин, по сути, насильно перевёз Довженко из Киева в Москву, чтобы потом не пришлось его репрессировать. В 1943-м Довженко написал сценарий под названием «Украина в огне», в котором критиковал борьбу власти с «классовыми врагами» и, как это позиционировала советская цензура, «обелял украинских изменников Родины». Сценарий был запрещён к публикации и, естественно, экранизации, а ещё один неоднозначный фильм Довженко, поэтический «Жизнь в цвету», пришлось переделывать в политически ангажированного «Мичурина». Во время его съёмок, вечно регулируемых сверху, Довженко заработал инфаркт. Режиссёр выжил, но кино больше не снимал.
Видеоплеер загружается.
ЗемляОтрывок (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Сегодня мы знаем Гайдая как, пожалуй, главного «народного» советского режиссёра, но его карьера вполне могла оборваться, не начавшись. В 1958 году Леонид Иович снял комедию «Жених с того света» — искромётную сатиру о проблемах советской бюрократии. Главного героя в ней ошибочно записывают в покойники, и он весь фильм не может доказать государственной системе, что на самом деле он жив.
Картина не прошла советскую цензуру и из неё начали активно вырезать целые сцены и сюжетные линии. В итоге полнометражный фильм превратился в короткометражный, а Гайдаю, по сути, пообещали сломать всю карьеру. Его спас великий Иван Пырьев, на тот момент директор «Мосфильма» и очень влиятельный в творческих кругах режиссёр, под чьей протекцией Гайдай снял «Трижды воскресшего» — скучное патриотическое кино, вовсе не комедийное и созданное, лишь чтобы ублажить цензуру. После о нём Гайдай не любил даже вспоминать.
Видеоплеер загружается.
Иван Васильевич меняет профессиюОтрывок #3 (англ.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Один из самых трагичных случаев — Маргарита Барская, выдающаяся режиссёрка эпохи раннего звукового кино. В 1933-м она сняла дебютные «Рваные башмаки» — фильм, с невиданной прежде в советском кино чуткостью обращавшийся с героями- детьми. До сих пор его считают эпохальным для отечественного кино.
В 1936-м Барская закончила следующий фильм, «Отец и сын», тоже про детей, но теперь советских («Рваные башмаки» были про Германию в преддверии наступления фашистского режима). Картину сначала одобрили, а потом вдруг разгромили: обвинили во вредительстве, а саму режиссёрку заставляли сознаться в том, что она делала фильм по заказу японских шпионов. В итоге Барскую уволили с «Союздетфильма», а картину, конечно, не выпустили. Выйдя с последнего собрания, на котором на неё вылили очередной ушат грязи, Маргарита Барская покончила жизнь самоубийством.
Видеоплеер загружается.
Рваные башмакиОтрывок (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Возможного, величайшего советского режиссёра тоже не слишком жаловала советская власть. В письмах отцу Тарковский жаловался, что его травили на протяжении всей карьеры, из-за чего за 20 лет работы в отечественном кино он «около 17 был безнадёжно безработным». Во время работы над «Ностальгией» режиссёр писал в Госкино с просьбой дать ему пожить и поработать в Италии в течение трёх лет, после чего он обязался вернуться в страну.
Но власть это не устраивало, и в итоге «самый русский режиссёр» вынужден был эмигрировать и больше никогда не возвращаться на Родину. На несколько лет его фильмы запретили в СССР — и сняли этот запрет, только когда Тарковский был на смертном одре.
Видеоплеер загружается.
НостальгияОтрывок (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.