Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

50 диснеевских мультфильмов

Мы продолжаем рассказ о 50 полнометражных мультфильмах Disney.
Добавить в закладки

26. «Великий мышиный сыщик» (1986)

У студии всегда были сомнения по поводу этого фильма, на что указывает тот факт, что Disney так до конца и не определился с названием. В производстве картина именовалась «Бэзил с Бейкер-Стрит» (диснеевцы позаимствовали заглавие прелестной детской книжки Евы Тайтус), однако на экраны вышла как «Великий мышиный сыщик», а затем выпускалась под названиями «Бэзил, великий мышиный сыщик» и «Приключения великого мышиного сыщика».

Однако в своем роде фильм остается недооцененным чудом, а его Шерлок Холмс, страдающий маниакально-депрессивным психозом гений, не умеющий ладить с другими людьми, дает фору в добрых четверть века всем усилиям Роберта Дауни-младшего и Бенедикта Камбербэтча.

Самопровозглашенный великий (мышиный) сыщик Бэзил, которого озвучил Барри Ингхэм, живет за плинтусом знаменитой квартиры Холмса в доме 221-Б по Бейкер-стрит (для озвучивания Холмса были использованы фрагменты звукозаписей Бэзила Рэтбоуна). Бэзил помешан на идее предать справедливому суду «величайшего гения преступного мира», зловещего профессора Рэтигена, который, по странному совпадению, оказывается серой крысой, выдающей себя за «большую мышь». Профессора великолепно озвучивает Винсент Прайс, который при этом еще и поет!

Толстенький доктор Доусон (Вэл Беттин), срисованный с Найджела Брюса, заменяет в фильме доктора Ватсона. Среди героев фильма также приспешник Рэтигена, одноногий летучий мыш, который куда смешнее аналогичного персонажа из «Аладдина». В стимпанковом сюжете имеется мышь-робот Королева Виктория, а развязка, разыгрывающаяся в шестернях Биг-Бена – первая большая сцена у Диснея, снятая при помощи компьютерной анимации. Сейчас она кажется довольно топорной, но в 1986 году это было сногсшибательно. Фильм поочередно кажется смешным, милым, жутким и волнующим.

27. «Оливер и компания» (1988)

«Оливер» знаменит в основном тем, что это первый диснеевский фильм, в котором использовались современные товары и реклама. Вот уж, действительно, есть чем гордиться…Это новое прочтение «Оливера Твиста», в котором сам Оливер – котенок, а шайка Феджина состоит из оборванных кошек и собак. Действие перенесено в Нью-Йорк, и весь фильм лучше всего рассматривать как эксперимент в области технологий, которым в скором будущем предстояло вдохнуть новую жизнь в жанр мультипликации.

Ведь, в конце концов, здесь больше компьютерной анимации, чем в любом из более ранних фильмов компании, и даже есть один новый звуковой эффект; кроме того, после ряда фильмов без песен, «Оливер» – это возврат к мюзиклу. Один из номеров даже был написана Ховардом Эшманом (помните «Лавку ужасов»?), который в дальнейшем внесет заметный вклад в успех «Русалочки» и «Красавицы и чудовища». Только вот дело в том, что результат всех этих экспериментов оказался…скажем так, весьма посредственным. Само собой, в фильме есть свои моменты, но вот «магия Диснея» отсутствует начисто.
По-видимому, фильм сознательно выпустили на экраны в тот же день, что и «Землю до начала времен» от Don Bluth Productions. Блат, один из тех аниматоров, которые учились на «Диснее» и дезертировали во времена застоя 80-х (см. также Лассетер, Дж.; Берд, Б.; Бертон, Т.), создал собственную и весьма успешную студию. «Оливер» немного опередил блатовских динозавров по кассовым сборам (53 миллиона долларов против 46 миллионов в первом прокате), но критики дружно разнесли его в пух и прах.

28. «Русалочка» /The Little Mermaid/ (1989) (1989)

Итак, начинается возрождение анимации. «Русалочка» вместе с появившимся годом ранее «Кроликом Роджером» станет глотком свежего воздуха, сквозняком, пронесшимся по диснеевским коридорам и выдувшим вон пыль вместе с паутиной. В этой атмосфере пышным цветом расцвели новые таланты. Джеффри Катценберг дал «Русалочке» зеленый свет несмотря на то, что «Оливер и компания» и «Кролик Роджер» еще не были закончены (и имели более высокий приоритет), но в этот момент звезды, видимо, благоприятствовали «Диснею», и все сложилось наилучшим образом.

Хотя, между прочим, все могло быть совершенно иначе. Вначале не было ни малейших оснований считать, что «Русалочка» что-то изменит к лучшему. Катценберг предупредил свою армию, что это фильм «для девочек» и потому сборы у него, само собой, будут ниже, чем у «Оливера» и «Роджера», которые считались фильмами «для мальчиков». К тому же против фильма явно строили козни некие непонятные силы. К примеру, количество анимированных воздушных пузырьков оказалось столь велико, что для их создания потребовались перенести работы в другие страны. В результате возникли опасения, что рост напряженности в Китае после июньских событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь может сорвать съемки. После Второй мировой войны это был первый случай, когда международная напряженность всерьез угрожала судьбе мультфильма.

Но почему же тогда все закончилось хорошо? Режиссеры Рон Клеменс и Джон Маскер отшлифовали сюжет просто-таки до блеска, в результате чего он, сохранив все особенности первоисточника, за исключением мрачности, стал веселее и динамичнее. В фильме были заняты лучшие аниматоры нового поколения, среди которых Глен Кин, Марк Хенн и Андреас Дейя. Катценберг, вдохновленный финансовым успехом «Оливера» и «Роджера», оказывал фильму всю необходимую поддержку. Неоценимый вклад в успех фильма внес и поэт-песенник Ховард Эшман, с которым консультировались по поводу «Русалочки» еще когда он писал песню для «Оливера». Именно с его подачи краб Себастьян из надутого англичанина по имени Кларенс (скука-то какая…) превратился в ямайца, которого мы все знаем и (возможно) любим. Он же предложил соответствующим образом изменить и музыку. Кроме того, Эшман привлек к работе над фильмом своего партнера, композитора Алана Менкена, который так и остался на студии.

В результате фильм получился просто блестящим. «Русалочка» выдерживает сравнение с самыми лучшими фильмами старого «Диснея»: неотразимая героиня Ариэль, самый прекрасный из диснеевских Прекрасных Принцев Эрик и омерзительная злодейка, гротескная Урсула… Песни хороши настолько, что «Kiss The Girl» не испортили даже рулады Питера Андре, а это, поверьте, говорит о многом. Что касается кассовых сборов, то «мальчуковый» «Оливер и компания» был в итоге отправлен в нокаут одной левой. Вы, кажется, что-то сказали насчет «власти девушек»? Или мне послышалось?

29. «Спасатели в Австралии» (1990)

Эта картина занимает достойное место в списке, озаглавленном «Недооцененные фильмы Диснея». Сиквел «Спасателей» (1977 год), задуманный как продолжение сериала (от этой идеи пришлось отказаться после смерти звезды озвучки Евы Габор), сделал приличную кассу и получил неплохие отзывы критики, но, тем не менее, не поднялся до высот «Русалочки» или «Кролика Роджера», вследствие чего на «Диснее» отказались от дальнейшего выпуска полнометражных сиквелов.
Мы будем вечно благодарить богов кино за то, что множество фильмов, выпущенных сразу на DVD, так не попали на большой экран, но это не тот случай. «Спасатели в Австралии» – просто чудо. Сюжет во многом напоминает первый фильм, за исключением того, что плохиш, обнаруживший гнездо редкого золотого орла, похищает мальчика, а не огромный алмаз. Но отважные мыши Бернард (Боб Ньюарт, и одного этого уже достаточно, чтобы посмотреть любой фильм) и Бьянка (Габор) вовсе не намерены оставлять детей в лапах злодеев, строящих нечестивые козни, и готовы облететь пол-мира, чтобы спасти ребенка.

«Спасатели в Австралии» – первый фильм, полностью снятый в цифровых технологиях, а фон полностью выполнен при помощи компьютерной графики. Это в основном относится к крупномасштабным кадрам здания ООН (именно там находится база Спасателей, и это редкий пример американской ленты, в которой нет враждебности по отношению к этой международной организации) и Сиднейской гавани. И все же фильм держится на своих персонажах, которые заслуживают лучшего, чем полученный ими статус «прочих героев диснеевских мультфильмов».

30. «Красавица и чудовище» /Beauty and the Beast/ (1991) (1991)

Если 90-е годы прошлого века – это Ренессанс мультипликации, то «Красавица и чудовище» – ее Давид (а «История игрушек» – Сикстинская капелла). Это первый анимационный фильм, номинированный на Оскар в категории «Лучший фильм года» и удостоенный «Золотого глобуса» в категории «Лучший музыкальный или комедийный фильм». «Красавица и чудовище» – триумф «Диснея», во всех отношениях не уступающий лучшим работам самого Уолта.

Очень трудно рецензировать ленту, в которой все до такой степени хорошо. Главная героиня Белль – самый позитивный образец для подражания из всех диснеевских девушек, по крайней мере, принадлежащих к роду человеческому. Она читает! Она слегка чокнутая! Она сильная, обладает чувством ответственности, ее жизненная позиция куда активнее, чем у большинства ее знакомых мужчин! А Чудовище между тем ухитряется быть одновременно свирепым и очаровательным, оно агрессивно и в то же время обладает огромным потенциалом. Свою растущую привязанность к Белль этот монстр выражает тем, что дарит ей библиотеку – один из величайших романтических жестов в истории кинематографа.

Плюс к этому имеются персонажи второго плана, целая груда неодушевленных предметов, в которых больше жизни, чем во всем актерском составе «Дня Святого Валентина» вместе взятом. А какие песни! Какая анимация! А сценарий – первый в истории студии «Disney Animation», которая до этого работала по раскадровкам! А злодей, вся чудовищность которого не выражена через уродливую внешность, а является следствием невероятного самомнения! А если, черт возьми, всего этого вам недостаточно, чтобы полюбить этот фильм, в строчке из «Песни толпы» даже цитируется леди Макбет: «Натяни решимость на колки…» Теперь понятно? Это же фильм для интеллектуалов! Неудивительно, что он побил все рекорды по кассовым сборам (145 миллионов долларов в первом прокате только в США) и стал первым лауреатом премии «Энни» в категории «За лучший анимационный фильм».

И вновь следует подчеркнуть вклад Ховарда Эшмана. Именно этот блестящий поэт-песенник предложил населить замок людьми, превращенными в неодушевленные предметы, он же выдвинул кандидатуру Пейдж О'Хары на главную роль и, конечно же, сыграл ключевую роль в создании всех этих замечательных песен…Эшман умер от осложнений, вызванных СПИДом, за 8 месяцев до выхода на экраны этого фильма, который был посвящен человеку, «давшему голос Русалочке и душу Чудовищу». Как дань последнего уважения, ему посмертно (вместе с Аланом Менкеном) был присужден Оскар в номинации «За лучшую оригинальную песню».

31. «Аладдин» /Aladdin/ (1992) (1992)

В начале 90-х годов казалось, что в «Мышином доме» просто не способны сделать что-нибудь не так. После двух фильмов «для девочек» вышел более «мальчишеский» «Аладдин», акцент в котором был сделан на приключения. Но все же в нем есть и принцесса, и любовная линия, и это хорошо, поскольку лента притягательна буквально для любой аудитории. Это, наверное, самый смешной диснеевский фильм, за что огромное спасибо Робину Уильямсу (о его вкладе вы все, конечно же, знаете) и Эрику Голдбергу, о котором вы, вполне вероятно, понятия не имеете.

Уильямс согласился на роль после того, как режиссеры Рон Клементс и Джон Маскер показали ему клип, в котором наложили анимацию на звукозапись из его стэндап-номера. Рассказывают, что Уильямс «хохотал до усрачки», после чего принял предложение, отправился в студию и принялся импровизировать как сумасшедший. Главным аниматором Джинна был Эрик Голдберг, которого весьма обрадовал этот креативный бенефис Уильямса. Он выбрал самое лучшее и сделал своего персонажа по цитатам из Робина. В результате другие аниматоры при упоминании этой его работы до сих пор уважительно понижают голос. Полет воображения аниматора головокружителен, и в этом он не только не отстает от Уильямса, но, возможно, даже превосходит актера. Их Джинн стал одним из величайших комических персонажей всех времен и народов.

Весь остальной фильм – блистательное приключение, героям которого поднимают дух все тот же Джинн-анархист и, возможно, лучшие в карьере песни Алана Менкена, Ховарда Эшмана и Тима Райса, который занял место скончавшегося Эшмана. Главный герой, жуликоватый и в то же время простодушный Аладдин, более харизматчный, чем 90% звезд диснеевских художественных фильмов; Жасмин, его вздорная возлюбленная; Джафар, великий визирь и просто фантастическая сволочь (интересный факт: в кино и в литературе все великие визири обязательно сволочи)…Были вопросы по поводу того, как в фильме показана персидская цивилизация в целом и арабы в частности. С точки зрения реальной политики подобная критика в какой-то степени имеет право на существование, однако то же самое можно сказать практически о любой культуре и стране, когда-либо выведенной студией на экраны.

Фильм собрал в прокате свыше двухсот миллионов долларов (до него такой кассы не имел ни один мультфильм) и положил начало не прошедшей и по сей день моде на озвучивание ролей в анимационных лентах знаменитостями. Хорошо это или плохо – большой вопрос, но, вне всякого сомнения, то, что сделал Уильямс, – это просто здóрово.

32. «Король Лев» /Lion King, The/ (1994) (1994)

Величайший успех студии и самый кассовый рисованный мультфильм в истории кинематографа ознаменовал собой высшую точку лидерства «Диснея» в возрождении анимации в 90-е годы прошлого столетия. После этого дирижерская палочка перешла к другим компаниям (кхе-кхе…Pixar…э-э-э…DreamWorks…короче, сами знаете…). Но если «Короля-льва» и можно назвать началом спада, то надо сказать, что пик, с которого пришлось спуститься студии, был чертовски высок.

Сюжет описывали по-всякому: кому-то вспомнился «Гамлет», кому-то – книги Ветхого Завета, кто-то говорил про Бемби с клыками…Симба – юный принц-львенок, которого обманом заставляют поверить, что он виноват в смерти отца (величественный Джеймс Эрл Джонс). В результате он бежит из своего королевства, оставляя его в лапах своего коварного дядюшки Шрама (ни в одной роли Джереми Айронс не был столь омерзителен), но неминуемо возвращается через много лет уже взрослым.

Анимация роскошна: акварельные пейзажи, некоторые штрихи которых выполнены с помощью компьютера (например, круги от дождя на воде), способствуют раскрытию характеров узнаваемо диснеевских персонажей. Поразительное, травмирующее психику паническое бегство табуна антилоп-гну – наверное, вообще самый сильный эпизод во всех фильмах студии. В техническом и художественном отношении эта короткая сцена, работа над которой длилась три года и потребовала создания совершенно новой технологии, – настоящее чудо, после которого все сомнения в том, что «Дисней» способен снять приключенческий эпос, исчезают.

Ну и, само собой, саундтрек Элтона Джона стал одним из самых успешных в истории компании, а если вам этого мало, то упомянем еще феноменальные спин-оффы на Бродвее и в театрах Уэст-Энда. Успех так успех, не останавливаться же на полпути, в самом-то деле…

33. «Покахонтас» /Pocahontas/ (1995) (1995)

Как ни странно, «Покахонтас», запущенная в производство одновременно с «Королем-Львом», в свое время считалась более престижным и многообещающим фильмом. Романтизированный сюжет о реально существовавшей исторической личности подвергся критике со стороны некоторых организаций американских индейцев за то, как в нем выведена Покахонтас (это, впрочем, было неизбежно: ни один диснеевский фильм без скандалов не обходится), и оказался слишком «взрослым» для детей – в отличие от своего предшественника. Несмотря на это, фильм прекрасно снят в том же вычурном, слегка вяловатом стиле, что и ленты, снятые несколько десятилетий тому назад, например, «Спящая красавица».

А сама история – полный сочувствия рассказ о столкновении культур и терпимости, без которой в подобных случаях нельзя; не верите – посмотрите номер Colours of the Wind. Возможно, именно поэтому детишки зевали, ерзали в креслах, а то и вовсе не хотели идти в кино, но как раз поэтому фильм «Покахонтас» лучше, чем ваши воспоминания о нем.

Забавный факт: Терренс Малик, видимо, поклонник этого мультфильма. Ведь в «Новом свете» он не только изложил ту же историю с куда более реалистической точки зрения, но вдобавок использовал в главных ролях двоих актеров, которые были заняты в «Покахонтас»: Кристиана Бэйла и Ирен Бедар, которая озвучивала Покахонтас в мультфильме и ее мать в ленте Малика.

34. «Горбун из Нотр-Дама» (1996)

Какой невероятный первоисточник для диснеевского мультфильма: трагический роман о герое-уроде, в котором практически все совершают дурные поступки и в конце погибают! Все равно, что снимать мультфильм по Макбету, оставив в живых короля Шотландии и его супругу, чтобы детки, не дай Бог, не расстроились… Но несмотря на счастливый (или кажущийся таким) конец, это один из самых тяжелых диснеевских фильмов, пронизанный атмосферой страха, фанатизма и религиозных преследований.
При этом сама картина совсем не мрачная: Том Халс озвучивает Квазимодо с той же маниакально-притягательной энергией, с которой он играл в «Амадее», а Деми Мур и Кевин Клайн очень хороши в ролях романтических героев. Полностью окупились и долгие месяцы, проведенные съемочной группой в Соборе Парижской Богоматери: никогда этот шедевр готической архитектуры не выглядел лучше. Впрочем, мы по-прежнему не уверены, что можно скатываться с его контрфорсов, словно с водяных горок…

35.«Геркулес» /Hercules/ (1997) (1997)

Для протокола: это самый недооценный из всех недооцененных диснеевских мультфильмов. В нем есть великолепные песни, узнаваемая с первого взгляда анимация и сюжет, куда более подходящий для диснеевского мультфильма, чем у его предшественника. И все же…несмотря на то, что «Геркулес» собрал почти сто миллионов долларов, создается впечатление, что никто его не смотрел. И уж совершенно точно о нем мало говорят, а это несправедливо.

То ли песни оказались чересчур приджазованными для тех, кто предпочитает традиционные диснеевские баллады; то ли полные имена некоторых героев (Филоктет? Амфи…чего-чего?!) оказались чересчур сложными для зрителей; то ли греческому правительству удалось-таки всех убедить, что это грубое искажение греческого мифа, а вовсе не импровизация на тему… Так или иначе, фильм стоит пересмотреть хотя бы ради безумной, на грани пристойного трактовки роли Аида Джеймсом Вудсом. По крайней мере, уберет противный привкус во рту после «Битвы Титанов».

36. «Мулан» /Mulan/ (1998) (1998)

Один из двух диснеевских фильмов (первым была «Покахонтас»), который можно с некоторой натяжкой считать «историей из реальной жизни». Мулан – реальная фигура в истории Китая, народная героиня, которая у себя на родине известна куда лучше, чем, скажем, Робин Гуд. Правда, исторические свидетельства о том, что она покидала родной дом, чтобы сражаться с захватчиками вместо своего больного отца, в сопровождении маленького болтливого дракончика, отсутствуют…но ведь о том, что этого дракончика с ней не было, тоже нигде не сказано!

Режиссеры Барри Кук и Тони Бэнкрофт сделали ставку на эпический размах, бросив все силы и возможности на сцены вроде той, где армия гуннов несется вниз по заснеженному горному склону. Это вполне оправданно, поскольку «Мулан» – первый и до сих пор единственный военный мультфильм у «Диснея». Но кроме этого в нем с нем есть неподражаемый комизм Эдди Мерфи в роли дракончика Мушу, самого смешного лучшего друга со времен Джинна (эта роль Мерфи ничем не уступает его же Ослу в снятых DreamWorks «Шреках»), и сама Мулан, сильная героиня в исполнении Минг-На. Маленьким девочкам, которые после «Золушки» помешались на том, чтобы стать принцессами, не мешало бы в качестве противоядия в принудительном порядке показывать «Мулан» до тех пор, пока они не перестанут носить розовое.

У «Мулан» имеются еще два невероятных повода войти в историю: а) это был первый диснеевский фильм, выпущенный на DVD, и б) с него началась карьера Кристины Агилеры, которая подписала свой первый контракт на запись диска после того, как исполнила песню «Reflections», сопровождающую титры. Ответить на вопрос, слава это бесславие, мы предоставляем каждому читателю в отдельности. Решайте сами, что подскажет вам ваша совесть.

37. «Тарзан» /Tarzan/ (1999) (1999)

Этот фильм символизирует собой официальное окончание диснеевского ренессанса, после которого кассовый успех уже не был гарантирован, а студия сваливается в десятилетний штопор. Но собственно «Тарзан» все еще очень неплох. Движения мускулистого (один студент Гарварда даже написал в «Нью-Йорк Таймс» письмо, в котором жаловался на нереалистичность его мышц) и весьма не типичного для «Диснея» главного героя в равной степени напоминают скейтеров а-ля Тони Хоук и традиционные полеты на лианах Джонни Вайсмюллера. По крайней мере, это была попытка сделать что-то новенькое, поскольку диснеевская формула успеха 90-х годов (песни плюс забавные спутники плюс любовная линия) уже явно набила оскомину.

В фильме очень широко применялась диснеевская технология «Deep Canvas», в результате чего джунгли, по которым носился двухмерный Тарзан, весьма убедительно выглядели трехмерными. Фильм жестче, чем большинство других «Диснеев»; в сочетании с потешной неумехой-героиней и обилием прикольных животных, например, горилл и леопардов, это делает его первым кандидатом на титул «самой…как бы это сказать…клевой диснеевской анимации». Эх, убрать бы еще саундтрек Фила Коллинза…

38. «Фантазия 2000» (1999)

Рассказывают, что старина Уолт вообще-то собирался постепенно, но непрерывно вводить новые эпизоды в оригинальную «Фантазию», однако после того, как фильм провалился в прокате, от этой идеи пришлось отказаться. Но лет эдак через шестьдесят на экраны вышел этот сиквел – очередной киноальманах, анимационная каша, заваренная на классической музыке. И, как выяснилось, кассовые сборы тоже никого в восторг не привели.

Однако это вовсе не означает, что фильм настолько плох. Он ничуть не хуже оригинала, то есть каждый отдельно взятый зритель морщится от одних номеров и приходит в восторг от других. «Рапсодия в стиле блюз», нарисованная Эриком Голдбергом в стиле карикатуриста Эла Хиршфельда, которому на тот момент было 96 лет, – это маленькое комическое чудо, нарисованное пером; восхитительный фарс «Карнавал зверей», в котором фламинго играют с игрушкой йо-йо, был придуман Джо Грантом, единственным человеком, работавшим еще над оригинальным фильмом. И все же неизбежно возникает подозрение, что по отдельности фрагменты этих двух фильмов воспринимаются куда легче и доставляют куда больше удовольствия, чем картины в целом.

39. «Динозавр» /Dinosaur/ (2000) (2000)

В соответствии с прецедентом, созданным при выпуске «Короля-льва», «Дисней» рекламировал свой первый компьютерный мультфильм, выпустив в качестве трейлера первую сцену. Это был сильный ход. Само по себе вступление к «Динозавру» – выдающееся достижение, впечатляющее даже сегодня: в нем показан зеленый, полный жизни мир, кишащий чертовски убедительными динозаврами. Большинство ландшафтов, включая и столовые горы-тепуи, столь поразившие героя фильма «Вверх» Карла Фредриксена, были сняты вживую и искусно вмонтированы в кадр.

К сожалению, после начальных сцен фильм входит в крутое пике: животные начинают разговаривать, и выясняется, что они общаются не как ужасающие ящеры, а как уличная шпана. (Хорошо-хорошо, я согласен, никто не знает, как бы разговаривали динозавры, но уж точно не так, как вся эта банда). А то, что уже в первом акте в Землю врезается метеорит, и почти все остальное действие происходит не в роскошных ландшафтах, на которые мы купились, а в каких-то серых гравийных карьерах, попахивает откровенной скаредностью со стороны «Диснея».

В центре сюжета герой-Игуанодон, стремящийся выжить в пустоши вместе с усыновившим его семейством очаровашек-лемуров (!). Все достаточно мило, но сценарий, персонажи и весь этот дино-экшн явно рассчитаны на лишенных воображения малолеток. Единственное утешение – величественная музыка Джеймса Ньютона Ховарда.

Фанаты мультфильмов отметили, что сценарий позаимствован из хита Дона Блата 1988 года «Земля до начала времен», а образы мигрирующих в отчаянии динозавров восходят к куда более значительной «Фантазии». Печально уступающего пиксаровским фильмам «Динозавра» к тому же затмил куда более раскованный «Ледниковый период», выпущенный студией «Blue Sky» двумя годами позже.

40. «Похождения императора» /Emperor's New Groove, The/ (2000) (2000)

По беззаботному бодрому галопу этого фильма никогда не скажешь, что в ходе его производства «Диснею» пришлось столкнуться с почти неслыханными в новейшей истории студии сложностями. Режиссер Роджер Аллен, первоначально взявшийся за фильм, намеревался снять эпический мюзикл «Королевство солнца» по мотивам «Принца и нищего». В роли плохого парня должна была выступить злая ведьма, вознамерившаяся манипулировать ими обоими. Однако студия, недовольная ходом проекта, наняла в качестве со-режиссера Марка Диндала, который превратил фильм в комедию, выбросил все написанные специально для фильма песни Стинга, кроме одной, и превратил «Императора» в «бадди-муви».

Хотя это и привело к ожидаемым печальным последствиям – Аллерс с большей частью своих аниматоров ушел из проекта, чтобы заняться «Лило и Стичем», а Стинг, по слухам, пришел в ярость, – фильм, который мы получили в итоге, совсем не так ужасен, как можно было ожидать, зная историю его создания. Он смешнее и динамичнее большинства лент, выпущенных студией, причем настолько, что вообще не похож на диснеевский проект: его полная абсурдность и отсутствие миленьких персонажей, все эти острые углы вместо огромных оленьих глаз напоминают скорее продукцию Warner Bros.

Несмотря на юмор и в общем-то положительные отзывы критиков, «Похождения императора» не принесли прибыли в прокате, однако после кучи номинаций на «Энни» и парочки сиквелов этот фильм все-таки нашел свое место в истории. Хотя за историческую достоверность он заслуживает полновесной единицы: инки колесами не пользовались…

41. «Атлантида: Затерянный мир» /Atlantis: The Lost Empire/ (2001) (2001)

«Дисней» снимает стимпанк? Ну, вроде того. Следуя по проложенному «Императором» по пути от мюзиклов к чему-то, так сказать, более свежему, студия предприняла первую попытку снять научно-фантастический фильм. Возможно, это была реакция на современные миры, созданные новичками Pixar и DreamWorks. За ориентир был взят стиль создателя «Хеллбоя» Майка Миньолы – отсюда и характерные черты героев этого приключенческого фильма, которые перед Первой мировой войной ищут затерянный город атлантов.

Хотя сюжет развивается достаточно быстро, а актеры озвучания и аниматоры проделали отличную работу, в результате получился абсолютно не диснеевский фильм. Все настолько подчинено развитию действия, что герои едва успевают перевести дух. В прокате картина провалилась, но ее создатели могут утешиться тем, что сборы «Атлантиды» все же оказались на несколько порядков выше, чем у сходного по тематике «Титана: После гибели Земли».

42. «Лило и Стич» /Lilo & Stitch/ (2002) (2002)

«Лило и Стич», светоч креативности студии в начале 21-го века, вышел на экраны украдкой, практически без рекламы (если, конечно, не считать целый ряд гениальных трейлеров), после чего покорил всех, кто его смотрел. Еще одна фантастическая история, на этот раз про пришельца, созданного в ходе эксперимента по разработке идеального оружия, который высадился на Гавайях и подружившегося с маленькой, но очень непоседливой девочкой, у которой масса проблем.

«Лило и Стич» отличается от других фильмов своими героями. Лило – само совершенство, она искренне горюет по своим погибшим родителям, ее эмоции при малейшей возможности переходят в действия, а иногда она ведет себя очень странно (достаточно вспомнить хотя бы ее одержимость Элвисом и любовь к толстым , обгоревшим на солнце туристам). А Стич – это милая и обаятельная природная сила, которая разрушает все, к чему ни прикоснется, после чего то ли неистово кудахчет, то ли хихикает. Все это показано в фантастических тизерах к фильму, где Стич вторгается в различные классические диснеевские ленты, откуда со словами «Иди ищи свой собственный фильм» его выгоняют рассерженные главные герои. А выбор в качестве саундтрека к тизерам «Back In Black» в исполнении AC\ DC ставит Стича на одну планку скорее с Тони Старком и братьями Винчестерами, чем с диснеевскими героями, которых мы знаем и любим. По сути, это двухлетний ребенок с лазерной пушкой.

В фильме гораздо больше социального реализма, чем в большинстве диснеевских лент: в конце концов, один из главных персонажей фильма – социальный работник, который показан с большой симпатией, а сюжет в значительной степени построен на том, что сестра Лило Нани постоянно ищет работу, и при этом сестры то и дело скандалят. Это очередной диснеевский фильм, в котором у главного героя умер или пропал как минимум один из родителей, однако здесь это скорее один из сюжетных ходов, а не краеугольный камень всей истории.

Именно тогда на авансцену вышли и показали миру, на что они способны, Крис Сандерс и Дин ДеБлуа, нынешние звезды анимации, которые затем создали «Как приручить дракона» (у Беззубика из этого фильма, несомненно, множество общих генов со Стичем). После оригинального фильма студия разразилась целой россыпью сиквелов, мультсериалов и настоящим валом сопутствующих товаров и диснейлендовских аттракционов. Совсем даже неплохо для фильма, который задумывался как недорогая поделка, которую можно слепить на скорую руку и выпустить на экраны в промежутке между более престижными проектами (см. также «Дамбо»). Воистину дешево и сердито, лучше и не скажешь!

43. «Планета сокровищ» /Treasure Planet/ (2002) (2002)

Самый малозаметный из всех диснеевских фильмов «нулевых»? По всей видимости, да. В этой перенесенной в космос адаптации «Острова сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона нет привычных космических кораблей из нержавеющей стали и скафандров, зато есть атмосфера дальнего космоса, в которой перемешаны ретро и футуризм. Еще один фильм в привкусом стимпанка Рон Клементс и Джон Маскер сняли «для души». Они вынашивали эту идею еще с середины восьмидесятых, но фильм получил неоднозначные рецензии, а его кассовые сборы вряд ли могли кого-нибудь удовлетворить.

Хотя тут все не так уж плохо – странное место действия смотрится как минимум свежо, а сочетание двухмерной анимации, на которую авторов вдохновили картины маслом, с 3D анимацией срабатывает прекрасно. Однако фильм вышел сразу после «Лило и Стича», да еще одновременно с такими шедеврами от других студий, как «Унесенные призраками», «Шрэк» и « Корпорация монстров»…Ленте попросту не хватило пороху, чтобы с ними конкурировать: это скорее блистательная, но ремесленническая поделка, чем вдохновенное произведение мастеров.

44. «Братец-медвежонок» /Brother Bear/ (2003) (2003)

Если у «Диснея» возникают сомнения, он частенько возвращается к фильмам о милых зверушках. Этот, по крайней мере, не столь слащав. В конце концов, медведи все-таки будут покруче тех зайчат и оленят, которые помогают по хозяйству в стандартном диснеевском фильме, а эта медвежья сага вдобавок начинается с убийства близких родственников обоих главных героев. Так что фильм не только пушистый, здесь имеются также и клыки…

Заносчивого молодого охотника не впервые превращают в медведя, чтобы преподать ему урок, однако в данном случае эскимосские легенды, на которых основан сюжет, и упор на необходимость вести сбалансированную, ответственную жизнь придают фильму экологическую направленность. Лента принесла прибыль в прокате, хорошо продавалась на DVD, но самым забавным ее следствием стала буря протестов со стороны фундаменталистских христианских групп, которым не понравилось, что в фильме с положительной стороны показаны религиозные обряды эскимосов. Не менее забавно, что в то же самое время Конференция американских католических епископов расхвалила ленту за следование учению святого Франциска Ассизского, что привело к потасовке на религиозной основе, в ходе которой обе стороны облачились в медвежьи шкуры и дубасили друг друга рыбинами. Ну хорошо, хорошо, не было этого…а жаль.

45. «Не бей копытом» /Home on the Range/ (2004) (2004)

За месяц до выхода фильма боссы «Диснея» закрыли студию рисованной анимации во Флориде и объявили, что отныне и навсегда будут снимать только компьютерные мультфильмы. Сейчас можно смело сказать, что решение свалить вину за провалы и неудачи нескольких картин на технологию, в которой были созданы многие из лучших фильмов всех времен и народов, было полным идиотизмом, ведь двухмерная анимации по-прежнему прекрасно работала, к примеру, у Миядзаки или, в меньшей степени, у Сильвена Шомэ. В результате несколько лет казалось, что этот вестерн будет последним фильмом, снятым в традициях, восходящих к самому Уолту образца 1937 года. Его не назовешь позором студии, но вряд ли вам захочется его пересматривать.

«Не бей копытом» (не путать с «Открытым простором» Кевина Костнера, вышедшим годом ранее) – это история трех коров, которые пытаются спасти свое ранчо, поймав печально известного скотокрада. Хотя сюжет вполне достойный, задача сделать коров обаятельными и привлекательными оказалась его авторам не по силам. Они в основном мычат – и только. И как при этом привлечь симпатии детей, вскормленных на покемонах, Вуди и Баззе?

46. «Цыпленок Цыпа» /Chicken Little/ (2005) (2005)

В оригинале история Цыпленка Цыпы не столько сказка, сколько анекдот, а это означает, что для того, чтобы сделать свой первый целиком компьютерный полнометражный фильм, ребятам с «Диснея» пришлось вкалывать, как проклятым. Режиссер Марк Диндал, снявший ранее «Похождения императора», внес комические штрихи в сюжет о цыпленке, который однажды по ошибке решил, что на него упало небо: теперь он понимает, что в этот раз оно падает на самом деле. Диндал мало что оставил от басни как таковой, зато смог ввести тему вторжения инопланетян и снять фильм в канонах научной фантастики.

Вся проблема в том, что заговор инопланетян не слишком хорошо сочетается с тем, что действие происходит в городе, населенном хорошо нам знакомыми животными; этот мир для нас изначально чужд, так что кому какое дело до того, что туда вторглись какие-то еще пришельцы? И хотя сам Цыпленок Цыпа восхитителен буквально во всем – полный энергии и энтузиазма, с огромной, покрытой перьями головой, он к тому же постоянно посмеивается над собой голосом Зака Браффа, – все прочие обитатели городка не производят особого впечатления.

В мировом прокате фильм собрал 314 миллионов долларов – сумма вполне приличная, однако средние сборы пиксаровских картин были намного выше. Мало того, все это происходило во время переговоров между студиями о продлении дистрибьюторского контракта с «Pixar» и вполне вероятно, что «Мышиный дом» рассчитывал на большее, чтобы вести переговоры с позиции силы и продемонстрировать, что всякие там молодые, да ранние ему не так уж и нужны. А так все закончилось тем, что «Дисней» купил «Pixar», но при этом в 2006 году поставил его основателя Джона Лассетера во главе «Disney Animation». Пока они счастливы в браке; надеемся, что так оно будет и дальше.

Но вернемся к нашим цыплятам. Дисней уже снял короткий и сентиментальный фильм по этому сюжету в 1943 году, и хотя современный вариант, вне всякого сомнения, намного лучше, все-таки жаль, что он не оправдал надежды на веселое безумие, появившиеся после его первых трейлеров. Если вы спросите нас, то ключ к успеху заключался в следующем: поменьше пришельцев, побольше стеба над обществом.

47. «В гости к Робинсонам» /Meet the Robinsons/ (2007) (2007)

Второй полностью компьютерный мультфильм «Диснея» и первый после того, как во главе «Disney Animation» встал Джон Лассетер. За 10 месяцев, прошедших между его приходом на студию и выходом фильма на экраны, «Робинсоны» были исправлены, переработаны или иным способом изменены процентов на шестьдесят. Особенно сильно изменился образ злодея, который стал куда более пугающим, добавилась сцена бегства от динозавров: с тираннозаврами любой фильм становится лучше. Сами подумайте, кем сейчас был этот парень по фамилии Спилберг, если бы не они?
Сюжет фильма необычайно сложен: от огромного количества путешествий во времени голова кругом идет, да плюс еще парочка альтернативных вариантов будущего…Однако в плане эмоций зритель получает за это определенную компенсацию, когда осиротевший герой Льюис наконец находит свое место среди эксцентричных гениев Робинсонов. В концовке фильма впечатляют не только 3D-эффекты, но и объемность самих характеров.

48. «Вольт» /Bolt/ (2008) (2008)

В начале предполагалось, что фильм под названием «Американский пес» будут снимать Крис Сандерс и Дин ДеБлуа, однако после возвращения на студию Джона Лассетера сценарий и анимация подверглись значительным изменениям. Действие было перенесено из пустыни Невада (что сразу же вызывало в памяти «Тачки») в другое место, а сам пес из миленькой, маленькой, темненькой собачонки превратился в ослепительно-белую американскую овчарку. В результате возникших разногласий режиссеры ушли из компании, после чего сняли на «DreamWorks» «Как приручить дракона». Вопрос о том, кто был прав, остается открытым: «Вольт» – фильм приятный, но, по большому счету, не очень запоминающийся.
В законченном сюжете пес-телеактер (Вольт) не понимает, что сверхспобности, которыми он обладает в сериале – всего лишь продукт телевизионных эффектов. Он теряет свою хозяйку на другом конце страны и отчаянно хочет вернуться домой. За этим следует коктейль из «Невероятного путешествия» (к Вольту присоединяются другие животные, только место кошки и еще одной собаки занимают кошка и хомячок) и «Базза Лайтера из звездной команды». Однако в фильме нет никого, напоминающего прямодушного и честного Вуди, и на этом фоне Вольт с его заблуждениями куда менее очарователен, чем звездный рейнджер. Фильм хорош во всем, но не более того. Великим его не назовешь. Единственное исключение – это начальная сцена, в которой показано выступление Вольта в телешоу. Денег на этот экшн не пожалели: судя по клипу, каждая серия обходится телевизионщикам в 100 миллионов долларов, но уж это шоу мы бы не пропустили ни за какие деньги!

49. «Принцесса и лягушка» /Princess and the Frog, The/ (2009) (2009)

Чуть ли не в первом заявлении после своего назначения на пост главы «Disney Animation» Джон Лассетер провозгласил, что «Дисней» в будущем возвратится к двухмерной анимации – а в данном случае и к историям о диснеевских принцессах. Этого ждали давно. Как любит повторять Лассетер, совершенно бессмысленно возлагать вину за провалы фильмов на технологии, с помощью которых они были сняты (в данном случае, на традиционную анимацию); совершенно очевидно, что все дело было в сюжетах. После возвращения Лассетера режиссеры Рон Клементс и Джон Маскер предложили ему сразу девять новых идей, и это лишь первая из них.

А почему бы и нет? Сюжет вполне надежный – одна из последних неэкранизированных классических волшебных сказок перенесена из Европы в США, и это, как ни странно, не кажется чем-то нелепым. В конце концов, рассказывать сказку о лягушках лучше всего в городе, окруженном болотами! А если уж вы решили отправиться в Новый Орлеан, имеет смысл перенести действие в век джаза и сделать одним из персонажей крокодила, играющего на трубе. Неплохая же идея, а?

С точки зрения циника здесь в общем-то все ясно: сделав героиню афроамериканкой, студия закрывает последний большой этно-демографический пробел в прибыльном ассортименте Диснеевских Принцесс, и теперь каждая девочка сможет купить куклу, похожую на нее. Но, если честно, такое решение напрашивалось уже давно, а Тиана – отличная героиня: девушка, которая помешана не на том, чтобы найти богатого мужика, а на том, чтобы пробиться самой.

Итак, в фильме имеются принцесса для девочек, смешные животные для мальчиков, музыка для всех и достаточно страшный злодей, колдун вуду доктор Фасилье. Но, хотя кассовые сборы у фильма оказались вполне приличными, в книгу рекордов он не попадает. Возможно, именно вследствие этого следующий фильм в большей степени направлен на мужскую часть населения, а роль принцессы в нем настолько незначительна, что ее как бы и нет вообще…

50. «Рапунцель: запутанная история» /Tangled/ (2010) (2010)

Кажется невероятным, что «Дисней» добрался до «Рапунцель» только в этом году, ведь практически все прочие классические волшебные сказки студия экранизировала давным-давно. И все же это так: длинноволосая принцесса появляется на экранах только в пятидесятом диснеевском полнометражном мультфильме.

Как и многие диснеевские волшебные сказки 90-х годов прошлого столетия и начала 21-го века («Красавица и Чудовище», «Принцесса и лягушка», «Русалочка») это сюжет, над которым Уолт Дисней работал еще в тридцатые-сороковые годы. Однако выкалывать глаза колючками в фильме «Диснея» никому и в голову не придет, и поэтому изменений в сюжет внесли огромное множество: прекрасный принц стал обаятельным вором, саму Рапунцель из обожающей салат дочери купца повысили до Принцессы, а ее волосы теперь не просто средство радикального снижения мировых запасов шампуня, но и сами по себе оружие.

Первоначально предполагалось, что фильм будет ставить ветеран анимации Глен Кин, однако из-за проблем со здоровьем он отошел от руководства и занимался только образом самой Рапунцель. Его заменили Натан Грено и Байрон Ховард, однако некоторые из первоначальных идей сохранились: хотя влияние французского художника Фрагонара стало менее заметным, оно все же ощущается в задних планах с прекрасными цветами, в потрясающей сцене с летающими фонарями, а также в том, что компьютерная анимация выглядит и воспринимается скорее как картина – в отличие от недавних глянцевых научно-фантастических работ «Диснея».

Однако некоторые моменты фильма – это очевидный возврат к моментам славы «Диснея». Музыка Алана Менкена запоминается так же легко, как его работы девяностых, однако в ней чувствуется влияние фолка шестидесятых годов; вздорная героиня куда интереснее прежних принцесс, а образ злодея доставит вам массу удовольствия. Студия, всегда чередовавшая времена успехов с периодами неудач, кажется, начинает новый подъем. Поскорее бы лето и Винни-Пух, а там, глядишь, и следующие пятьдесят полнометражек не за горами!

Текст: Хелен О'Хара
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?