В кинотеатрах можно увидеть режиссерский дебют Шарлотты Генсбур — камерную документальную ленту о ее матери Джейн Биркин. А пару недель назад можно было застать «Джейн Б. глазами Аньес В.» — своеобразное кинематографическое поздравление от величайшей Варда к сорокалетию иконы Биркин. На волне возросшей популярности англо-французской актрисы и модели вспоминаем интересные факты из ее увлекательной и временами трагической жизни.
Джейн Биркин чаще всего вспоминают по творческому и романтическому союзу с певцом Сержем Генсбуром. Однако до того, как их нарекли самой стильной парой Парижа, юная Джейн была очарована другим музыкантом — Джоном Барри, подарившим миру музыку к фильмам о Джеймсе Бонде. Всего через год после знакомства молодые люди поженились. На тот момент Биркин было всего 18, а ее новоиспеченному мужу — 32. Брак продержался недолгих три года, и даже рождение дочери Кейт не предотвратило распад не особенно счастливой семьи. Актриса описывает первого мужа как первого мужчину, который ее полюбил.
Когда Биркин и Генсбур впервые встретились, молодая актриса все еще переживала разрыв с Джоном Барри. Она перебралась в Париж с маленькой дочерью на руках, не говоря ни слова по-французски. Тем не менее языковой барьер не стал преградой для получения новой роли. Оказавшись с Сержем на одной съемочной площадке фильма «Слоган», девушка подумала, что тот ужасно некрасив, высокомерен и ведет себя с ней по-снобски. После старший брат Биркин вспоминал, как та жаловалась на своего партнера по фильму и не могла выговорить его фамилию. Только когда коллеги провели вместе вечер, Джейн увидела музыканта с другой стороны. Генсбур неуклюже танцевал и наступал очаровательной британке на ноги, а из-за маски презрения выглядывала глубокая застенчивость. Так романтический вечер положил начало одному из самых безумных романов тех лет.
Романтический пыл Сержа и Джейн перемежался частыми публичными драками. Обе знаменитости имели довольно вспыльчивый характер, из-за чего парижане могли стать свидетелями их стычек. Например, однажды в баре Биркин разозлилась на возлюбленного за то, что тот начал рыться в ее корзинке и вытаскивать оттуда личные вещи. Девушка взяла пирог с заварным кремом и со всей яростью швырнула Сержу в лицо. Далее актриса следовала за ним по бульвару Сен-Жермен, пока не бросилась в Сену и не испортила свой топ ручной работы от Ива Сен-Лорана. Как видите, ссоры пары сочетали в себе гнев и грандиозные жесты, что, впрочем, только укрепляло их и без того скандальную репутацию.
В 1969 году Биркин и Генсбур попали в заголовки газет из-за эротической песни Je t'aime… Moi non plus. Сингл был запрещен в нескольких странах и осужден Ватиканом за сексуальный подтекст: текст сопровождался нежными стонами и тяжелым дыханием Джейн. Несмотря на запрет BBC, совместное творение влюбленных стало первым синглом на иностранном языке, возглавившим британские чарты.
Любопытно, что изначально Генсбур написал песню для Брижит Бардо, с которой певец встречался до Биркин. Бывшая девушка отказалась публиковать свою версию трека, а ревнивая Джейн не могла вынести, что у Сержа может быть совместная песня с другой, и составила ему компанию.
Отношения Сержа и Джейн закончились после десятилетия совместной жизни. Биркин устала терпеть пьянство мужа и неконтролируемую агрессию, которая шла рука об руку с пылкими чувствами. Однако даже после расставания Генсбур и Биркин оставались близкими людьми. Когда у Джейн родилась третья дочь от режиссера Жака Дуайона, бывший муж прислал ей коробку с детской одеждой и открытку со словами Papa deux («Папа два»). Вскоре Серж стал крестным отцом ребенка и поддерживал связь с Джейн до конца жизни. Его смерть потрясла актрису и ее дочерей. Биркин провела рядом с телом Генсбура три дня, никак не желая его отпускать, а на похоронах положила в гроб свою любимую плюшевую обезьянку из детства, которая во взрослой жизни была ее неизменным талисманом. Дуайону между тем было тяжело находиться со скорбящей женой, и вскоре очередной мужчина покинул Джейн Биркин. Актриса осталась одна в Париже, окруженная многочисленными воспоминаниями о своей юности.
11 декабря 2013 года французское общество было потрясено новостью о смерти Кейт Барри — старшей дочери Джейн Биркин. 46-летняя фотографка погибла, выпав из окна четвертого этажа своей парижской квартиры. Вскоре появились сведения, что произошедшее — вовсе не несчастный случай, а самоубийство. В подростковом возрасте Кейт начала употреблять запрещенные вещества. Девушка в течение 20 лет лечилась от зависимости и даже основала центр бесплатной реабилитации.
В 2020 году Биркин выпустила альбом Oh! Pardon tu dormais…, посвященный умершей дочери. Работа над песнями помогла матери пережить утрату и рассказать о боли, которую она слишком долго носила в себе.