Октябрь традиционно считается месяцем кошмаров: поп-культура старательно воспроизводит атмосферу пугающего праздника, а прокат и стриминги заполняют новые ужасы. Для тех, кому надоели кровь и вопли, собрали 6 старых добрых фильмов из 90-х: без мистики не обошлось, но едва ли волосы во время просмотра встанут дыбом.
«Каспер» — самая печальная на свете сказка о Хэллоуине. Фильм с анимационными призрачными героями привычнее вспоминать по хулиганству парящих дядюшек и озорным гримасам Кристины Риччи. На самом же деле «Каспер» — трагичная история самого доброго и одинокого привидения на свете: подобно Пиноккио, малыш мечтает стать настоящим ребенком и потанцевать на Хэллоуин с девочкой. Что-то сбудется, что-то нет. Фильм Брэда Силберлинга остается, с одной стороны, типичной семейной комедией из 90-х, где все падают, ставят подножки и бросаются едой. С другой — «Каспер» словно дверь в волшебный мир аналоговой сказки: железная дорога, механизмы воскрешения, бездонное обаяние Кристины Риччи, гусиная кожа от дуновения ветерка и разбитое сердце.
«Практическая магия» именно из-за несоответствия жанровым ожиданиям была обругана критиками и провалилась в прокате. Но время взяло свое — феминистская сказка о ведьмах семьи Оуэнс приобрела культовый статус и стала идеальной компанией осенним вечером. Сила сестринства, зелья на кухне, детские мечты и подростковые клятвы, Сандра Буллок и Николь Кидман: с годами «Практическая магия» перестала выглядеть только как мистический ромком, а превратилась в высказывание социального толка (какой и была книга-первоисточник Элис Хоффман). Кроме того, это просто комфортное кино, которое заставляет поверить в самое обыкновенное волшебство, на которое способна каждая женщина.
«Семейка Аддамс» — пожалуй, самый популярный и очевидный вариант для просмотра в Хэллоуин в поисках хорошего настроения, но не упомянуть фильм в подборке совершенно невозможно. Совсем скоро на Netflix выходит сериал «Уэндсей» Тима Бертона с Дженной Ортегой в главной роли, а значит, Сеть заполнят разговоры в жанре «раньше было лучше». Пока есть время подготовиться к дебатам, рекомендуем пересмотреть культовую классику Барри Зонненфельда, все такую же ироничную и магнетически пессимистичную. Впрочем, и новому прочтению стоит дать шанс — в конце концов комикс об Адамсах меняет обличия на экране с 60-х годов, а Кристина Риччи вернется в родные пенаты ради эпизодической роли.
Еще одно возвращение провоцирует вернуться к оригиналу: в октябре вышло продолжение злоключений сестричек Сандерс. Салемские ведьмы вновь скакнули на три века вперед, чтобы познакомиться, поругаться и примириться с новой действительностью. Сиквел был принят по-разному, а «Фокус-Покус» 1993 года, вероятно, будет любим и через 300 лет. Пересмотр — отличный повод посочувствовать колдуньям, которые не поспевают за прогрессом и устали от нытья подростков. Со временем ракурс внимания смещается, а Бет Мидлер, Сара Джессика Паркер и Кэт Нэджими остаются такими же талантливыми комедийными артистками.
Перезагрузка ленты уже давно живет своей жизнью, но нет для миллениалов настольной игры дороже, чем «Джуманджи». Пол — это лава: мастеру визуальных эффектов и режиссеру Джо Джонстону как никому удалось понять механизм восприятия ребенка, который ищет приключений. В гостиной плавают крокодилы, на чердаке ждут гигантские пауки, на кухне хулиганят мартышки, а странный Робинзон Крузо убегает от охотника. «Джуманджи» — кино, которое не стареет душой: лента и сегодня выглядит столь же динамичной и невероятно трогательной. Робин Уильямс где-то между балаганом спасения успевает стать опять ребенком и снова повзрослеть: артист (как и всегда) потрясающе балансирует между комедией и драмой.
Питер Джексон — режиссер полярных жанров: в фильмографии автора (помимо «Властелина колец») можно найти и бессовестную «Живую мертвечину», и тихую жестокость «Небесных созданий», и жанровую феерию «Страшил». Экстрасенс-шарлатан Фрэнк Беннистер (Майкл Джей Фокс) сталкивается с призраком далеко не таким дружелюбным, как его товарищи, — серия мистических убийств прокатывается по городу. Несмотря на то что синопсис звучит по-настоящему мрачно и пугающе, в «Страшилах» больше задора Земекиса (он выступил продюсером ленты) и иронии Бертона, чем кошмаров Уильяма Фридкина. Пожалуй, черную комедию Джексона можно назвать идеальным фильмом на Хэллоуин, в котором нет ни одной тыквы.