10 января исполнилось 23 года пилотному эпизоду «Сопрано» — великой драмы о психотерапии и закате эпохи гангстеров, которая изменила телевидение и до сих пор осталась непревзойденной. В честь знаменательного события вспомнили семь эпизодов, когда создатели сериала вдребезги разбивали зрительские сердца.
Осторожно, текст целиком состоит из спойлеров!
Присутствие эпизода «Колледж» в подборке на первый взгляд может показаться странным: здесь ведь нет ни душераздирающей смерти, ни эмоционального катарсиса. Вместо этого две параллельные сюжетные ветки, где рифмуются правда и ложь, которыми привыкли жить герои (Тони убеждает дочь, что не состоит в мафии; Кармела отказывается от адюльтера, убеждая себя в том, что она счастлива в браке). Тем не менее этот эпизод не только первый шедевр сериала, но и один из его столпов, который, так уж получилось, попутно разбивает зрительские сердца осознанием того, что они смотрят сериал про убийцу. Президент HBO тех лет боялся, что после «Колледжа» аудитория попросту отвернется от сериала: оно и понятно — первые четыре серии мы наблюдаем за неоднозначным, но все же обычным героем, таким бизнесменом с криминальными наклонностями. После того как Тони в другом штате случайно видит спрятавшегося по программе защиты свидетелей стукача, отслеживает его и хладнокровно убивает, все меняется. В этот момент рождается величайший антигерой в истории телевидения; а зритель понимает, что проникается жизнью безжалостного преступника.
Как и «Колледж», «Веселый дом» — еще один эпизод «Сопрано», который может побороться за звание лучшего за всю историю сериала. Дело в том, что это образцовый пример того, как создатели работают с революционной для ТВ твинпиксовской идеей о том, что источником информации может служить подсознание и сны. Отравившийся в индийском ресторане Тони полсерии чередует походы к унитазу и сюрреалистические видения, в которых подсознание через странные образы вроде говорящей рыбы намекает ему, что сливающая инфу ФБР крыса и частые исчезновения его капо Пусси напрямую связаны. Во второй половине эпизода он убеждается в этом и в компании Полли и Сильвио вывозит Пусси на яхте в залив — там они и убивают своего друга. С одной стороны, это очередное и довольно предсказуемое убийство; с другой — важен эмоциональный накал сцены и то, с каким разочарованием Тони прерывает предсмертный рассказ Пусси о сексуальных похождениях. Даже если это и правда, ему уже никто не верит.
Третий сезон стал самым скандальным в истории сериала: после натуралистичного убийства стриптизерши Ральфом Сифаретто зрители начали массово отменять подписку на HBO, открыто заявляя, что в этот раз создатели переступили черту. За несколько недель до этого в эфир вышел «Работник месяца» — эпизод, в котором психиатр Тони, доктор Мелфи, становится жертвой нападения и изнасилования. После того как виновного задерживают, но отпускают из-за полицейской ошибки, героиня натыкается в местном кафе на портрет насильника в статусе работника месяца. Тогда ее мучает моральная дилемма: рассказать ли о случившемся Тони, чтобы он жестоко отомстил мужчине, либо сохранить дистанцию с ним как с пациентом. Можно, конечно, ретроспективно критиковать изнасилование как один сюжетных рычагов, но важно то, что создатели не изменили себе ради ожидаемой многими сцены мести от Тони. Вместо этого на вопрос героя: «Вы хотите что-то рассказать?» — Мелфи с синяками на лице говорит свое твердое «нет».
Разбивать зрительские сердца могут не только сцены убийства и насилия, но и старые добрые ссоры. Собственно, поэтому места в этой подборке заслуживает выдающийся финал четвертого сезона, в котором Тони пытается купить загородный дом у озера, чтобы он сплотил семью и стал наследством для его потомков. Кармела впервые за несколько месяцев чувствует себя счастливой, но все меняется, когда ей звонит пьяная бывшая любовница Тони и признается, что они теперь похожи, ведь герой переспал с ее сестрой. Долгие годы терпевшая измены за спиной Кармела в этот раз сдается, потому что впервые ей говорят об этом в лицо (к тому же другая любовница мужа). За часовой эпизод Карамела и Тони успевают поссориться трижды — каждая сцена не только блестяще написана, но и невероятным образом сыграна Джеймсом Гандольфини и Иди Фалько. Не будет преувеличением сказать, что, возможно, здесь зритель наблюдал за лучшей актерской игрой в истории телевидения: герои перемалывают друг другу кости, на эмоциях признаются, какую ненависть испытывают друг к другу, и даже раскрывают секреты (Кармела рассказывает о том, что была влюблена в Фьюрио). Достаточно пересмотреть пару минут, где у Кармелы ломается голос, а Тони со злости проламывает сцену, чтобы понять, что любые современные драмы о разводе меркнут в сравнении с этим актерским мастер-классом.
Довольно рано зритель понимает, что в мире «Сопрано» нет счастливых людей, однако даже среди всех этих несчастных и обиженных на жизнь героев выделяется Адриана, с которой наивность и вера в человеческую доброту сыграли злую шутку. Если выбирать самый душераздирающий и горький эпизод всего сериала, то это, несомненно, будет «Стоянка длительного хранения» — его зрители навсегда запомнили как эпизод, в котором умирает Адриана, девушка Криса. Но дело ведь не только в смерти, а и в том, что ей предшествовало: вынужденная сотрудничать с ФБР героиня признается во всем Крису. Тот вроде бы соглашается бежать с ней по программе защиты свидетелей, но в итоге сдает любимую Тони. Он выманивает Адриану сообщением о том, что Крис пытался покончить с собой. После этого следует короткий, всего лишь минутный эпизод, дающий зрителю надежду: мы видим, как Адриана на своей машине с багажом на пассажирском месте едет в аэропорт. Увы, она едет в машине с Сильвио якобы к Крису в больницу, но на самом деле в лес, где ее убьют. Этот переход от мечты к суровой реальности не единственная деталь, разбивающая сердце. Намного больнее воспринимается то, что зритель так и не увидит самого убийства — вместо этого будет кадр с ползущей и умоляющей о пощаде Адрианой, но на момент выстрела камера трусливо поднимается вверх на одиноко качающиеся из-за ветра деревья.
В шестом сезоне (безусловно, самом драматичном из всех) полно моментов, из-за которых даже через несколько лет после просмотра наворачиваются слезы: от приключений Тони в коме/его отказа умереть после случайного выстрела до убийств добряка Бобби и скрывающего гомосексуальность Вито. Во многом непримечательный эпизод «Второе пришествие», который кажется скорее затишьем перед громким финалом, важен для этой подборки, потому что раскрывает отношения Тони с детьми. Точнее, с его самым проблемным и неуклюжим ребенком — ЭйДжеем, превратившимся из школьного хулигана в параноика с депрессией. Многим зрителям его неудачная попытка самоубийства казалась очередным комедийным моментом: вроде как этот недотепа даже убить себя не может. Однако это и правда один из самых грустных моментов всего сериала: пускай барахтающийся в бассейне с привязанным бетонным блоком герой и выглядит смешно, важно то, что происходит чуть позже. Сначала Тони приезжает домой и спасает сына, после этого его первоначальная злость моментально сменяется пониманием и редкой для него нежностью к ребенку, буквально воющему и ревущему навзрыд из-за осознания своего поступка.
Конечно, можно было бы связать нахождение скандального, но абсолютно великого финала сериала в подборке с его последними минутами: черный экран перед титрами заставляет задуматься, остался ли в живых или был убит Тони. Это непонимание и правда разбило миллионы зрительских сердец, однако хочется остановиться на другом моменте. Война с Нью-Йорком закончена, Фил убит, Тони едет в дом престарелых, чтобы рассказать дяде Джуниору о смерти Бобби, но тот уже ничего не понимает из-за деменции и вообще не узнает Тони. Герой пытается напомнить родственнику, что они с его отцом когда-то управляли Нью-Джерси, но Джуниор не придает этому значения и продолжает смотреть на птиц в окне. Казалось бы, ничем не примечательная сцена перед тем самым финалом в закусочной, но тем не менее она разбивает сердце — тихо, без насилия и громких криков. Тони наконец-то понимает, что дядя не выдумал деменцию, а зритель убеждается в скоротечности жизни: просто у одних она уходит медленно, а у других моментально — как внезапное появление черного экрана.