В российских кинотеатрах можно посмотреть награждённые в Каннах «Идеальные дни» и «Рецепт любви». Фестивальные хиты обычно добираются до зрителей через несколько месяцев после премьеры. История любви работницы супермаркета и строителя, путешествие двух сенегальских мальчишек до Италии и поиски исчезнувшего более 20 лет назад актёра — рассказываем об отличных авторских фильмах 2023 года, которые вы могли пропустить.
Узнаваемый стиль главного финского режиссёра современности сформировался более 30 лет назад. Однако, снимая похожие друг на друга забавные и обманчиво наивные истории о противостоянии маленьких людей злому внешнему миру, Аки Каурисмяки не повторяется и каждый раз немного удивляет. Помогают фирменный абсурдистский юмор и оптимистичная интонация. Уволенная за мелкий проступок сотрудница супермаркета Анса (Альма Пёвсти) и перебивающийся подработками на стройке Холаппа (Юсси Ватанен) вскоре после знакомства идут на первое свидание в кино. Оба рады встретиться вновь, но Холаппа теряет бумажку с номером телефона Ансы. Следующее свидание под угрозой. Снятые на стыке между трагикомедией и мелодрамой «Опавшие листья» радуют трогательной историей любви с окраин мифического Хельсинки и заставляют с внимательностью и добротой относиться к окружающим. Только солидарность поможет выдержать тяжёлые времена.
Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Хирокадзу Корэеда набрал крейсерский ход — между двумя фильмами постановщик успел снять сериал «Маканай: Готовим для дома майко». «Монстр» состоит из трёх глав и трёх точек зрения на одну и ту же историю. Можно сказать, что сюжет построен по принципу «Расёмона» Акиры Куросавы, в котором несколько персонажей воссоздают прошлое, противореча друг другу, но драма Корэеды скорее похожа на ребус. Здесь никто не врёт, но каждый явно что-то недоговаривает. Мальчик Минато (Соя Курокава) издевается над одноклассником Йори (Хината Хиираги). Классный руководитель господин Хори (Эйта Нагаяма) физически наказывает задиру. Мама Минато Саори (Сакура Андо) в ужасе от того, что директор выгораживает учителя и бездействует. Поначалу у зрителей может кружиться голова — не складывающихся в единое целое событий много, а персонажи ведут себя странно. Однако в последней трети всё встаёт на свои места, и фильм вызывает заслуженное восхищение. Запутанная драма о школьном насилии внезапно превращается в нежную историю первой любви.
Виктор Эрисе — один из самых влиятельных, но в то же время недооценённых и обиженных судьбой режиссёров современности. На счету 83-летнего автора всего четыре фильма. Какие-то проекты так и не нашли финансирования, другие отняли продюсеры. Даже «Закройте глаза», первую за 30 с лишним лет работу Эрисе, впервые показали лишь во внеконкурсной программе Канн, что очень расстроило постановщика. И в новой работе мелькают все разочарования Эрисе. В 1990 году актёр Хулио Аренас (Хосе Коронадо) бесследно исчез со съёмочной площадки фильма «Прощальный взгляд». В 2012-м испанские телевизионщики готовят программу о таинственной пропаже артиста и берут интервью у режиссёра недоделанной картины Мигеля Гарая. Постановщик ищет старые катушки с отснятым материалом и впервые за долгое время вспоминает старого друга. «Закройте глаза» — меланхоличное и упоительно снятое путешествие в прошлое и увлекательный детектив в одном флаконе. Ответы на наболевшие вопросы и загадки былых дней даёт плёнка с фильмом. Возможно, это прощание Эрисе с кинематографом. И напоследок у мастера получился шедевр.
Имя Кена Лоуча сегодня прочно ассоциируется с социальными историями о простых, но гордых людях, зажатых в тиски государства и капиталистического мира. Если Каурисмяки схожие сюжеты решает в форме трагикомедий, то британский режиссёр обращается к сентиментальным драмам. И несколько раз в «Старом дубе» сложно сдержать слёзы. Жизнь небольшой деревушки неподалёку от Ньюкасла замерла с закрытием шахт. Последним прибежищем местных является захудалый бар «Старый дуб», который держит Томми Джо Балантайн (Дэйв Тёрнер). Когда в населённый пункт перебираются бегущие от войны в Сирии беженцы, жители деревеньки тут же начинают винить во всех смертных грехах чужаков. Балантайн пытается примирить людей из разных миров. Лоуч делает бар местом, где обсуждаются и решаются социальные вопросы. Английский мастер гневно обличает власти и призывает беженцев и пролетариев не ссориться, а объединять усилия против общего врага. Трудно не проникнуться убедительными на примере одной трагической истории доводами режиссёра.
Ещё одним живым классиком, представившим на суд публики новую работу в 2023 году, стал 84-летний итальянец Марко Беллоккьо. В 1852 году в Болонье болеющего еврейского мальчика шести месяцев от роду Эдгардо (Эниа Сала) тайно крестила служанка-католичка Анна (Аурора Каматти). В семь лет ребёнка забирает из семьи церковь — Болонья тогда относилась к Папской области, а у Пия IX (Паоло Пьеробон) была неограниченная власть. Родители начинают многолетнюю борьбу, чтобы вернуть сына домой. В фильмах Беллоккьо простые люди часто страдают от жестокости и неповоротливости социальных институтов, в данном случае католической церкви. Однако репрессии влияют как на жертв, так и на исполнителей, на общество. Поразительный исторический эпизод оборачивается то политическим триллером, то судебной драмой. Жаль, что разрушить семью легко, а вот склеить заново невозможно.
Итальянец Маттео Гарроне, режиссёр «Гоморры» и «Догмэна», после «Пиноккио» снова обращается к сказке, только на основе насущных социальных проблем. Сенегальские подростки Муса (Мустафа Фалл) и Сейду (Сейду Сарр), накопив достаточное количество денег, отправляются в опасное путешествие за лучшей жизнью в Европу. Парочка мечтает о музыкальной карьере. На пути подростков ждут не только пустыня и моря, но и жадные пограничники, пыточные тюрьмы и торговцы людьми. «Я — капитан» начинается как жёсткая почти что документальная драма, но выруливает к магическому реализму. К тому же в глазах подростков даже самые ужасные испытания похожи на приключенческий роман, ведь впереди всё ещё маячит заветная мечта. Кризис беженцев в Европе не прекращается несколько лет, но Гарроне придумывает оригинальный способ рассказать о непростой и чуть утомившей теме.
Китайского автора Чжан Лу в последнее время часто сравнивают с корейцем Хон Сан-су. Режиссёр из Поднебесной тоже снимает душевные разговорные драмы о разочарованных интеллигентах. Разведённый ресторанный критик Гу Вентон (Синь Байцинь) знакомится в кафе с юной фотографкой Уян Венхуэй (Хуан Яо). Гу видит, как многие сверстники спиваются из-за не сложившейся жизни, и едва ли доволен собой. Критик мило забоится о маленькой дочери, но большую часть времени тоскует по упущенным возможностям. Уян побуждает нового знакомого связаться с отцом, которого Вентон не видел много лет. Китайский автор представляет симпатичного и рефлексирующего героя, который с трудом находит общий язык с окружающими. За неспешными разговорами и поэтичными индустриальными пейзажами Пекина скрывается драма о современных проблемах коммуникации. Гу Вентон одинок, как и не отбрасывающая тени башня-пагода, вокруг которой часто бродят персонажи.
Один из самых красивых созерцательных фильмов прошедшего года снял дебютант из Вьетнама Фам Тхьен Ан. «Внутри жёлтого кокона» принёс молодому автору «Золотую камеру Канн». Когда у Тхьена (Ле Пхон Ву) в ДТП погибает жена брата, на его плечи ложится забота о племяннице Дао (Нгуен Тхин). Также Тхьен должен сопровождать тело погибшей из Сайгона в родную деревеньку. Племянница атакует дядю экзистенциальными вопросами о вере и смысле жизни. У Тхьена нет ответов, зато он решает заняться поисками давно пропавшего старшего брата. Вьетнамская медитация о жизни и смерти, конечно же, заставляет вспомнить творчество Андрея Тарковского и Апичатпонга Вирасетакула. Вьетнамская драма из тех медленных фильмов, которые доставят удовольствие, если привыкнуть к неспешному ритму. Сюжет здесь не играет первостепенную роль, важнее панорамы ночного леса, горного водопада и крупные планы качающейся на ветру листвы и шелкопряда в жёлтом коконе.