Хорроры всегда вселяют необъяснимый ужас, а когда они рассказывают о событиях, произошедших в реальной жизни, этот эффект лишь усиливается. Ужас Амитивилля и экзорцизм Аннелизы Михель — верхушка айсберга, самые известные случаи, которые легли в основу игрового кино, но есть и другие, куда менее знаменитые. Рассказываем о жутких фильмах ужасов, основанных на невыдуманных историях.
История Аннелизы Михель (в фильме Скотта Дерриксона — Эмили Роуз) стала одним из самых известных скандалов вокруг экзорцизма и халатности церкви. Юную немку, страдавшую психическим заболеванием, от пут дьявола пытались освободить родители и священники — процесс затянулся на долгие месяцы и десятки обрядов изгнания. Девушка отказалась от еды, билась головой об пол, наносила себе тяжёлые увечья по всему телу и — как итог — умерла от истощения и обезвоживания. «6 демонов Эмили Роуз» — своего рода расследование этого дела; отчасти судебная драма, где герои, а вместе с ними и зритель разбираются в причинах смерти «одержимой», а отчасти жуткий хоррор о том, как человеком постепенно овладевает безумие.
Эту парочку вы точно знаете: Эд и Лоррейн Уоррен — очаровательная семейка демонологов, которые путешествуют по стране (а иногда и по странам), чтобы спасать других людей от демонов и духов. В далёком 2013 году, когда идея экранизации их похождений не выглядела настолько выигрышной, Джеймс Ван взялся за «Заклятие». Тот фильм, зародивший вселенную, рассказывал о семействе Перрон, только переехавшем в новый дом. В отличие от «Заклятия», где герои обратились к Эду и Лоррейн спустя несколько дней или недель после столкновения с паранормальным, их прототипам понадобилось на это аж несколько лет — всё это время жертвы жили в окружении духов, пытавшихся пойти на контакт, и терпели постоянные шорохи и голоса. Потом, как известно, Уоррены спасли Перронов, а некоторые из фамилии последних даже написали книгу о своём жутком приключении с духами. Читать мы её, конечно, не рекомендуем (есть много вещей, на которые предпочтительнее потратить своё драгоценное время), но вот посмотреть «Заклятие» советуем — это не только дань уважения олдскульным хоррорам, но и мастерски снятая история о том, как вера и любовь могут победить любое зло.
Трудно в это поверить, но безумная классика Хичкока действительно имеет реальный первоисточник. В основу истории помимо книги Роберта Блоха легла жизнь настоящего маньяка Эда Гина. Переодевания в женщину, склад костей дома и убийства — всё это имело место быть. Правда, совсем не в таком порядке и не с таким колоритом, как это показано в фильме Хичкока, однако влияние преступника на образ героя Энтони Перкинса бесспорно. Впрочем, не один Хичкок ужаснулся судьбе Гина: он повлиял на десяток писателей и режиссёров, так что его упоминание можно встретить, например, в «Американском психопате» и даже в игре Outlast, а биография Гина легла в основу персонажей из «Молчания ягнят» и «Техасской резни бензопилой». Словом, настоящий одиозный маньяк, который своим воздействием на поп-культуру может сравниться с Тедом Банди и Джеффри Дамером.
Как и «Психо», «Изгоняющий дьявола» основан прежде всего на книге, однако литературный первоисточник, к которому обратился Уильям Фридкин, имеет много общего с реальной историей экзорцизма. Речь о пареньке Робби Манхейме: обычный мальчик стал слышать скрежет, ругаться во сне, а когда в дом пришли священники, он попытался наброситься на одного из них. Правда, сравниться этому безумию с сюжетом о девочке Риган МакНил вряд ли получится — авторам удалось настолько мастерски приукрасить реальную жизнь, что относительно безобидная история (в сравнении с событиями фильма, конечно) обросла сценами мастурбации крестом и хождения на четвереньках по лестнице. С другой стороны, если во время просмотра «Изгоняющего дьявола» держать в голове тот факт, что происходящее на экране — во многом не выдумка, сеанс окажется более нервным, чем обычно.
Австралийская поп-культура никогда не сможет отделаться от своих одиозных преступников. Справедливо даже будет сказать, что национальный кинематограф постоянно обращается к их историям — что «Снежный город» Курзеля, что «По волчьим законам» Мишо, что в конце концов «Волчья яма» (созвучие двух последних фильмов на совести локализаторов). Айван Милат был охотником и, в общем-то, всех своих жертв выслеживал как дичь. Он убивал туристов выстрелом из огнестрела, предварительно связав людей и используя их как мишени. Кино Грега МакЛина, как нетрудно догадаться, сгущает краски, но тонально полностью соответствует этой мрачной истории. Грязное, жуткое и приземлённое кино, где нет демонов и призраков, но есть один отвратительный безумец, решивший, что в его руках находятся человеческие жизни.
Амитивилль уже успел обрасти легендами, а они, в свою очередь, породили фильмы, книги и даже музыку. Это настолько важное место для американской поп-культуры, что его, в общем-то, вряд ли забудут в ближайшие годы. В 1974 году Рональд ДеФео-младший взял дробовик и перестрелял всех близких, которые жили в доме. На его руках была кровь 6 человек, за что он и получил 6 пожизненных сроков, хотя сам мужчина и утверждал, что его заставили это сделать голоса. Спустя год в это же место въехала семейка Лутц. Правда, через несколько недель они стремительно покинули дом, потому что в нём живёт нечистая сила. Как раз об этом случае и повествует «Ужас Амитивилля» с Райаном Рейнольдсом — фильм не то чтобы биографически достоверный и мастерски снятый, но по крайней мере пугающий на протяжении всей истории. Для тех же, кому окажется мало одной интерпретации, есть ещё как минимум 11 (!) картин по мотивам событий.
Ральф Сарчи — бывший полицейский, который уверовал в Бога и начал бороться с нечистью. Эдакий христианский супергерой, колесящий по просторам Америки и избавляющийся от демонов. История его жизни как раз и легла в основу мрачного фильма «Избави нас от лукавого». В некоторой степени это ориджин персонажа — кино о том, как Сарчи впервые столкнулся с потусторонним и встал на тропу войны со злом. Режиссёр Скотт Дерриксон (у него, кстати, есть степень бакалавра в области теологии) уже брался за реальные пугающие истории («Шесть демонов Эмили Роуз»), но в этот раз ему как будто лучше прочих удалось совместить фикцию с невыдуманными сюжетами. С одной стороны, это обычное, но эффектное кино про экзорцизм, с другой — трогательная история о том, как человек обретает веру.
История Эстефании Гутьеррес Ласаро по-прежнему вселяет ужас. Молодая девушка и её подруги поиграли с доской Уиджи, а через несколько месяцев испанка начала чувствовать потусторонние силы в доме. Вскоре она и вовсе умерла, а этот случай стал одним из самых жутких сюжетов о столкновении человека и демонов, по своей популярности на родине сравнимый разве что с известностью амитивилльского происшествия в Америке. «Проклятие Вероники» — его вольное переложение и, по мнению многих критиков, чуть ли не самый страшнейший хоррор XXI века. Режиссёр Пако Пласа, впрочем, не ограничился одними лишь спиритическими сеансами: в его понимании история Эстефании — трагичное кино о взрослении.