Бенефис одного из немногих по-настоящему гениальных актеров наших дней
Джозеф – главный кошмар захолустного английского городка: насосавшись пива, бьет морды и витрины, заставляет бильярдистов в пабе сосать их собственные кии и прочая. Его единственный друг и романтический интерес – продавщица из благотворительной лавки, которая молится за Джозефа и поит его чаем. Впрочем, и у этой большеглазой тихони в шкафу оказывается скелет, который стоит всех художеств хулигана.
На фестивале "Санденс" картина получила приз за лучшую режиссуру в программе "Мировое кино".
"Тиранозавр" – полнометражный режиссерский дебют хорошего ирландского артиста Пэдди Консидайна, которого даже самые нелюбознательные из нас видели в «Ультиматуме Борна», – был обласкан на прошлогоднем "Санденсе" сразу несколькими призами. Не зря: снимает Консидайн культурно, ракурсы берет красивые, утренний туман над газоном фиксирует так, что дух захватывает, жестокостей в кадре не боится – в общем, делает типичное жестковато-лиричное британское кино. Но дело не в этом.
Британская киноакадемия также наградила Консидайна как лучшего дебютанта.
"Тиранозавр" – блистательный сольный выход тончайшего Питера Муллана, этакого шотландского Гармаша, только одаренного на порядки выше. До тридцати с лишним этот сын алкоголика пробавлялся ролями эпизодических мужланов – в сериалах или, в лучшем случае, в чем-то вроде фильма "На игле", а потом прославился как режиссер, взяв приз в Венеции за антиклерикальную драму "Сестры Магдалены". Вне сомнения, человеку с самым жестким лицом в Британии давно нужна была бронебойная главная роль международного масштаба. Заглавная роль в "Тиранозавре" – это она.
У яростных припадков героя есть четкий алгоритм: он совершает вызывающий жест, делает вид, что готов извиниться, далее следует некий страшный поступок вроде проламывания черепа малознакомому человеку, затем – искреннее раскаяние и ужас.
У Муллана это превращается в гениальный актерский этюд: то, с какой скоростью и изяществом меняется его пластика и выражения лица, надо демонстрировать на всех актерских факультетах.
Оценить игру Питера Муллана можно было и в фильме «Боевой конь», который совсем недавно был в российском прокате. Там он играл папу главного героя.
"Тиранозавр" выходит в России с годовым опозданием – но слава богу, что все-таки выходит: герой из английской глубинки пугающе близок русской душе. Кающийся гопник – точка, в которой мало похожие российская и британская ментальность совпадают полностью.
"Бьет – значит, любит", "е*у и плачу", "напиться и забыться", "рвать рубаху на груди" – рой из этих традиционных местных поговорок так и вертится в голове при попытке охарактеризовать главного героя.