
Быстро добравшийся до нас "Изгой" ("Cast away") Роберта Земекиса вышел в Штатах под Рождество и уже собрал 149 миллионов долларов. Стал самым успешным фильмом в карьере Тома Хэнкса, обогнавшим "Спасти рядового Райана". Номинирован на "Золотой глобус" и легко может получить "Оскара". Но это действительно круто и неожиданно.
Голливуд как бы возвращается к тому, что положено изначально. Хотя Даниэль Дефо издал "Робинзона Крузо" в 1719 году, робинзонада Земекиса-Хэнкса нелитературна. Там и текста немного, и жанра нет – так, всего понемножку. Там есть кино в чистом виде, когда понятно, на что пошли деньги в размере 90 миллионов, и их не жалко.
Почтмейстер (Том Хэнкс) живет по минутам, по трезвону мобильника, по расписанию авиарейсов. Вся его жизнь, включая невесту (Хелен Хант), праздники и подарки, регламентирована извне - компанией, технологией. И вот авиакатастрофа над морем, и почтмейстер четыре года на необитаемом острове. Все рухнуло, но "Изгой" сделан так, что рушится не только жизнь отдельного почтмейстера. Во-первых, уже в катастрофе чувствуешь неуют. Природа слишком натурально издевается над человеком, бьет в морду, кидает, ломает, несет куда-то, чтобы у любого зрителя на ближайшее время не возникало желания куда-нибудь лететь. Во-вторых, теплый остров тоже совсем не радует. Конечно, когда Хэнкс бьется с железобетонным кокосовым орехом, разводит огонь и пытается ловить рыбу, это смешно. Так же было смешно у Джерома с консервной банкой, которая потом стала напоминать дьявольскую улыбку. Но в данном случае смех какой-то нервный. Хэнксу надо-то было всего ничего, поесть и выпить, а не искать приключений на свою задницу, но и сейчас такое "ничего" в одиночку не легче, чем тысячу лет назад. В-третьих, когда почтмейстер придумывает себе друга в лице баскетбольного мяча фирмы "Уилсон", речь заходит действительно о дружбе, о предательстве и разлуке, и в конце концов плакать хочется. Короче, кино забирает, затронув основополагающий прожиточный минимум любого современника.