Малобюджетный, лишенный эффектных трюков британский шпионский триллер, где все русские – злодеи и негодяи
Малобюджетный, лишенный эффектных трюков британский шпионский триллер, где все русские – злодеи и негодяи.
Новый босс русского криминального синдиката по кличке Князь (Григорий Добрыгин) договаривается с Кремлем и подкупает британских политиков, чтобы легализовать свои «кровавые» деньги и вывести их на биржу в Лондоне. Попутно он убивает вместе с семьями ближайших соратников своего отца, бывшего главы группировки. Когда авторитетный бандит Дима (Стеллан Скарсгард) осознает, что ему грозит опасность, он обращается за помощью к первому встречному британцу – профессору филологии Перри (Юин МакГрегор), который с женой отдыхает в Марокко. Дима просит англичанина передать в британскую контрразведку письмо, где преступник обещает выдать финансовые тайны мафии, если ему и близким будет предоставлено убежище. Так как высокопоставленные чиновники не хотят идти против подкупленных британских парламентариев, делом Димы занимается лишь контрразведчик средней руки Гектор (Дэмиэн Льюис) и несколько его помощников. Поэтому Перри и его жена решают помочь новым знакомым, у которых каждая пара рук на счету.
Дэвид Корнуэлл был вынужден покинуть Секретную службу Ее Величества из-за предательства работавшего на СССР «двойного агента» Кима Филби. Но бывших разведчиков, как известно, не бывает. Поэтому, потеряв возможность нелегально противостоять русским, Корнуэлл занялся этим легально – как автор популярных шпионских романов Джон ле Карре, без устали напоминающий публике о смертельной опасности, которая исходит из Москвы.
Казалось бы, после окончания холодной войны ле Карре должен был переключиться на более актуальных противников западного мира вроде всевозможных террористов и мусульманских радикалов – между прочим, весьма распространенных в Британии. Но старому сторожевому псу трудно научиться новым фокусам, и русские продолжают регулярно оказываться главными противниками персонажей ле Карре. Хотя теперь это уже не одержимые «красной» идеологией коммунисты, а беспринципные постсоветские негодяи, у которых на уме только деньги.
Вышедший в 2010 году роман ле Карре «Такой же предатель, как и мы» продолжает любимую тему писателя, и его свежая британская экранизация точно передает основную идею книги: «Русские идут!» Точнее, они уже пришли и теперь оккупируют лондонский финансовый мир. Ничего хорошего о нас фильм Сюзанны Уайт («Моя ужасная няня 2») сказать даже не пытается. Все русские на экране – расписанные татуировками кошмарные бандиты и гламурные «чиксы», которых вместе с их грязными деньгами нужно держать подальше от цивилизованного мира. Исключение картина делает для маленьких русских детей, и, собственно говоря, Перри и его жена Гейл рискуют жизнью только и исключительно ради ни в чем не повинных малышей Димы. Судьба колоритного «вора в законе» (хотя, конечно, у настоящего «вора» не может быть семьи) их не волнует – равно как и судьба подкупленных мафией политиков. Последние занимают исключительно Гектора – настоящего цепного пса британской короны, который проворачивает опасную операцию без поддержки начальства и на свои личные деньги (!), потому что не может поступиться принципами. И хотя Гектор и Перри отнюдь не идеальны, контраст с русскими подонками разительный. Сразу видно, в какой стране живут джентльмены, а в какой – порочное быдло.
Как и положено быдлу, русские в «Предателе» не только опасные, но еще и тупые. Дима, который с детства в мафии, за все свои годы в «авторитете» не удосужился придумать план эвакуации, и ему приходится импровизировать, доверяясь буквально первому встречному. Князь же, чуть ли не открытым текстом сообщив Диме, что того ждет, позволяет отцовскому другу гулять на свободе, устраивать вечеринки, заводить новых друзей… Да, к Диме приставлены соглядатаи, но они не следят за каждым его шагом и не пресекают потенциально опасные действия. А ведь загнанная в угол крыса, да еще и контролирующая несметный «общак», способна на любую пакость. Герой «Крестного отца» в схожей ситуации одновременно избавился от всех противников, чтобы те не смогли принять контрмеры. Но то был итальянский умник – куда до него русскому дурачку с нелепой окладистой бородой, уместной лишь в старообрядческой церкви… А если такой человек контролирует могущественную криминальную организацию, то все остальные в ней наверняка еще глупее.
Как видите, «Предатель» – оскорбительное для нас кино, которое в худших западных традициях вываливает на экран все самые неприятные для русских штампы и не забывает помянуть расстрелы времен Великой Отечественной войны и «кагэбэшников». При этом основные «русские» роли играют нерусские актеры, а у героя «Как я провел этим летом» Добрыгина роль хоть и сюжетно важная, но по времени крошечная и артистически неинтересная.
Есть ли в фильме что-то такое, что перевешивало бы его русофобию? Скаргард великолепен в роли обаятельного и громогласного бандита, но он столь же хорош во всех своих поздних ролях. Натянутые отношения Перри и его жены намечают любопытную тему подавления мужественности в современном мире, но эта тема быстро уходит в тень, потому что сценарий оттесняет героиню Наоми Харрис на задний план и делает ее приложением к мужу. Хотя, казалось бы, опытный адвокат в запутанной политико-криминальной заварушке могла бы быть полезнее, чем преподаватель поэтики.
Положенные шпионскому кино неожиданные сюжетные повороты в фильме фактически отсутствуют, потому что почти каждый из них «проспойлерен» самой картиной (так, зрители, в отличие от Перри и Димы, с самого начала знают, что Гектор действует на свой страх и риск). Экшена в картине очень мало, и бюджет на него был столь крошечный, что в кульминационных сценах режиссер заставляет зрителей довольствоваться криками и выстрелами за стенами дома, где прячутся герои. Наконец, «подлые русские вложат миллиарды долларов в британскую экономику» трудно воспринять как драматичную угрозу миру. Конечно, это более правдоподобный сюжет, чем сюжеты блокбастеров о Джеймсе Бонде. Но правдоподобие правдоподобием, а в шпионском кино злодеи все-таки должны задумывать большие коварства, чем поддержание штанов лондонской биржи в обход наложенных на россиян санкций.
В целом по меркам английского кино это неплохая лента – атмосферная, с известными актерами, с политически выверенным посылом, с удачными подражаниями «Пороку на экспорт» Дэвида Кроненберга. Но для нас на первое место выходит русофобия «Предателя», которая здесь, в отличие от голливудских картин, не заслоняется ни трюками, ни эффектами, ни боевыми сценами. Наоборот, она подчеркивается разговорностью фильма и его постоянными попытками убедить зрителей в русской опасности.
С 12 мая в кино.