Выход "Принцессы Авроры" Нильса Тавернье приурочили к школьным каникулам. Но, как и положено хорошей сказке, любознательным взрослым она тоже может быть интересна, считает Андрей Ъ-Плахов.
Как и во всякой сказке, сюжет уже давно кем-то написан, осталось место только для вариаций. Королевство, где жадный и коварный казначей интригует, чтобы выдать принцессу замуж за богатого принца (официальный повод – пора спасать страну от разорения). Принцесса Аврора, которая влюбляется в красивого и романтичного художника. В королевстве высшим указом запрещено танцевать, похоже, когда-то в танце королю наступили на больную мозоль. Но королева до сих пор бредит воспоминанием о балах своей юности и передала запретную любовь дочери. Королеву играет Кароль Буке, и можно смело сказать, что без нее не было бы фильма. Вроде и роли-то никакой нет, а если есть, то чисто костюмная, но актриса вкладывает в портрет ледяной красавицы столько чувственности и затаенной страсти, что мечта о танце наполняется эротическим томлением.
Нильс Тавернье вышел из кинематографической семьи: он – сын знаменитого режиссера Бертрана Тавернье. В юности отец был "синематечной крысой", а в зрелом возрасте написал авторскую историю кино и известен тем, что с первого кадра узнает происхождение любого фильма,-- где, когда, кем и при каких обстоятельствах он был снят. Состязаться с папой было бессмысленно, и Нильс (которого, кажется, назвали в честь героя популярной сказки) пошел по другой стезе. Он делал документальные фильмы, темы которых варьировались от детской работорговли до эвтаназии, от беженцев в Азербайджане до балета. Танец особенно вдохновлял Тавернье-младшего, который заработал славу редкого кинорежиссера, которого пускают за кулисы и "Гранд-опера", и "Мулен Руж".
"Принцесса Аврора" и была задумана как фильм-балет, героиня которого (юная балерина Марго Шателье) не просто танцует, но на глазах у зрителя прощается с детством, превращается из девочки в женщину и неожиданно открывает, какое действие на мужчин оказывают ее балетные движения. Подобных фильмов давно не было в огрубевшем и опростившемся французском кино. Больше всего "Принцесса Аврора" напоминает о поющих и танцующих фильмах Жака Деми – не столько даже о "Шербургских зонтиках" /Paraplules de Cherbourg, Les/ (1964) и "Девушках из Рошфора" /Demoiselles de Rochefort, Les/ (1967), сколько об "Ослиной шкуре" /Peau d'ane/ (1970), эталонной экранизации сказки Шарля Перро, где молодая
Сохранив патриархальное целомудрие сказочного сюжета, романтик Деми сделал двухадресный фильм: дети воспринимали его как волшебную сказку, взрослые осознавали ее фривольную подоплеку. Нильс Тавернье продолжил сказочную традицию, но постарался избежать двусмысленности. Намеки, которые он себе позволяет, простодушны: ну да, речь идет о поисках свободы, об эмансипации женщин.
Сам режиссер называет свой фильм "политическим актом", и эти слова можно оставить на совести автора, ибо "Принцесса Аврора", в отличие от одноименного крейсера, не провозглашает революций, а всего лишь выражает устремленность к красоте.