
Вышел "Законопослушный гражданин" с голым Джерардом Батлером, напоминающий сразу все триллеры 90-х про тюремных маньяков.
Тихим вечером в дом скромного инженера Шелтона (Джерард Батлер) – верного мужа и отца чудесного ребенка – ворвались подонки с бейсбольными битами, поразбивали вазочки, убили дочку и изнасиловали жену в особо изощренной форме. Одного негодяя приговорили к смертной казни, а вот другого из-за ошибок следствия пришлось отпустить на волю после сделки с судом, организованной в целях сохранения своего лица честолюбивым прокурором Райсом (Джейми Фокс). Через десять лет инженер, жестоко разочарованный в системе судопроизводства, но не терявший времени зря, приступит к персональному возмездию – сядет в тюрьму и оттуда, непонятным для правосудия образом, начнет вершить расправу.
Памятуя, сколько раз всякие законопослушные маньяки восстанавливали справедливость на экране голыми руками, какое-то время тешишь себя надеждой, что авторы не пойдут на сделку с совестью и разовьют историю своего инженера-мстителя в невиданную ранее загогулину. Тем более, что один из авторов, сценарист Курт Уиммер («Эквилибриум» /Equilibrium/ (2002), «Ультрафиолет» /Ultraviolet/ (2006)), звезд с неба хоть и не хватает, но вовсе не дурак, и загогулины у него временами получаются довольно славные. Да и десять лет, отпущенные герою для подготовки шоу, вполне достаточный срок, чтобы проявить, так сказать, инженерную фантазию и не ударить лицом в грязь. К сожалению, за отпущенные ему полтора часа "Законопослушный гражданин" методично реализует как раз последний вариант, притом разнообразным числом способов. Опять обидно, потому что за лицо гражданина отвечает в фильме модная физиономия Джерарда Батлера, с которой связаны в последнее время особо повышенные ожидания.
Похоже, что десять лет, отпущенные главному герою, чтобы отомстить системе, сыграли злую шутку не только с ним, но и с самой картиной: всё это время, как и убитый горем инженер, создатели явно просидели взаперти, разогревая свои нездоровые фантазии просмотром видеокассет с затертыми триллерами 90-х, чтобы, в конечном итоге, сотворить на них какую-то бестолковую пародию. Модные веяния сказались на результате лишь однажды, когда герой Батлера берет в руки болгарку и дает «Хостела» /Hostel/ (2005), разделывая негодяя, привязанного к какому-то хирургическому оборудованию на окраине города, под орех. Дальше, однако, время течет уже в обратном направлении, превращая фильм в одно растянутое дежа-вю «Семи» /Se7en/ (1995) и «Имитатора» /Copycat/ (1995): давненько мы не видели такого мощного контрового света, таких депрессивных тюрем и таких интеллектуальных заключенных, которые проявляют чудеса смекалки да раздеваются перед арестом догола.
Последнее очень важно: те, кто останется недоволен лицом батлеровского инженера, ударившим явно не туда, смогут хотя бы полюбоваться на его задницу.