Мы говорили мужчинам быть более уязвимыми, и они сняли «Бесконечный бассейн».
Джеймс Фостер (Александр Скарсгард) — писатель в глубоком творческом кризисе, его последний и не особо успешный роман вышел шесть лет назад. В погоне за вдохновением Джеймс вместе с женой Эм (Клеопатра Коулман) отправились в резорт-отель, находящийся в опасной авторитарной (к счастью, выдуманной) стране Ла-Толке. Во время отдыха Джеймс встречает свою, по всей видимости, единственную в мире фанатку Гэби (Миа Гот). Девушка уговаривает пару выехать за пределы отеля на безобидный пикник, который заканчивается аварией и смертью местного жителя. По правилам страны Ла-Толке наказание за смерть — смерть, но если у тебя достаточно денег, то можно сделать своего клона и посмотреть, как он погибает вместо тебя. Джеймс отделывается легким испугом, Эм спешит уехать из страны, но кошки-мышки со смертью затягивают писателя, истребление клонов становится для него азартной игрой, как и для других посетителей отеля.
Брэндон Кроненберг, сын мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга, пошел по стопам отца, хотя сравнивать их работы — заранее провальная идея. Если Дэвид в своих фильмах больше размышляет об эволюции человека и технологий, неизбежности прогресса, то Брэндон погружает взгляд в бездну собственного сознания, расстилающегося в диапазоне от депрессии до кинка на унижение. В «Бесконечном бассейне» Брэндон исследует самую неприятную для любого художника тему — творческий кризис. Его герой утопает в собственных сомнениях и ощущает себя ничтожеством как в глазах богатой жены (буквально содержащей горе-писателя в отместку отцу), так и в окружении новой компании, позволяя Гэби собой помыкать.
В смерти собственных клонов Джеймс находит отдушину, стараясь похоронить вместе с ними свою немощность. Взбесившаяся коммуна богачей в резорт-отеле — будто материализовавшиеся удручающие мысли, норовящие утрировать все недостатки творческой натуры и зарубить на корню любые попытки выхода из кризиса. Джеймс в прямом смысле борется с внутренней дрожащей тварью, и этот поединок он раз за разом проигрывает, уже не понимая, где находится клон, а где он сам и есть ли между ними разница. Грубо говоря, в переводе с боди-хорроровского на русский: причина блока кроется в ненависти к себе, а в борьбе с собой ты заведомо потерпишь неудачу.
Хотя само по себе существование «Бесконечного бассейна» опровергает теорию Кроненберга-младшего: судя по удачному релизу, писательский блок он временно поборол. Фильм едва ли можно назвать шокирующим, как грозит промокампания, но уровень тревоги лента все же поднимет на несколько пунктов. «Бассейн» всего третья полнометражная работа режиссера, а он уже сходит с ума по полной, демонстрируя заметный прогресс после предыдущего «В чужой шкуре». Несмотря на то что работы Кроненберга все еще немного сырые, в уникальном стиле творца ощущается огромный потенциал — возможно, режиссеру придется зарыть на заднем дворе пару клонов, чтобы реализовать его полностью и достигнуть условного совершенства.
Новая королева крика Миа Гот, как обычно, украла шоу. В ролях психопаток ей равных нет, актриса полностью доверяет своим инстинктам и языку тела, что позволяет выходить далеко за рамки привычного и триггерить нервную систему зрителя. Хотя все глаза по праву прикованы к Гот, хочется отметить и новую высоту Александра Скарсгарда: если мы привыкли видеть актера в ролях абьюзеров или жестких северян, то «Бассейн» — абсолютно противоположный кейс. Здесь Скарсгард буквально ходячая воспаленная язва, источающая страх и болезненную неуверенность. Исследовать эти качества в себе занятие не самое приятное, а уж транслировать слабости вовне далеко не каждому под силу. Если бы киноакадемия не ненавидела хорроры, то перформансы заглавной пары могли бы удостоиться номинации на «Оскар».
В целом «Бесконечный бассейн» — отличное семейное кино, если семья это ты и твои тараканы в голове; «Белый лотос» для творческих мучеников с тягой к самоистязанию, практически терапия для отчаявшихся художников. Если вы подходите под описание — приятного просмотра, если нет — сил.