Технически компетентный, но очень неровный и чрезмерно усложненный боевик с невнятным сюжетом и неудачным выбором актера на главную роль
Бричер (Арнольд Шварценеггер) руководит отрядом безбашенных спецназовцев, которые выглядят как отморозки и ведут себя как отморозки, но при этом работают на правительство. Пока однажды не решают это самое правительство кинуть, присвоив себе 10 миллионов долларов наркодельцов. Спрятанные в канализации миллионы, правда, кто-то уводит, а отряд Бричера попадает под внутреннее расследование, так что успешной эту «операцию» никак не назвать. А в довершение всего кто-то начинает убивать членов отряда.
В желании расти и развиваться нет ничего дурного, и в случае Дэвида Эйера этот самый рост был неизбежным – сколько, в конце концов, можно писать и снимать истории о коррумпированных копах и расплате за грехи? «Саботаж» формально тоже об этом, однако он заметно отличается и от «Тренировочного дня», и от «Проклятого сезона», и от «Патруля» – фильмов, на которых Эйр сделал себе имя. Отличается, правда, не в лучшую сторону – начавшись за здравие, «Саботаж» буквально на глазах расплывается, расползается, трещит по швам, как узкая футболка, напяленная на все еще мощный торс железного Арни.
Сам Арни, к слову, одна из главных причин, по которой «Саботаж» так упрямо не клеится. И дело не только в том, что он герой из другой – более прямолинейной и незамысловатой – киноэпохи. Просто как актер он не тянет то, чего от него требует роль. Бричер – многогранная и трагическая фигура, два года назад наймиты наркокартелей похитили его жену и сына. Бандиты несколько дней пытали их, записывая на видео их мучения и высылая их Бричеру по частям, а потом убили. Теперь семья для Бричера – это парни из его отряда (и крутая девушка по имени Лиззи), и смерть каждого отдается болью в его сердце.
Проблема в том, что такой эта роль была написана на бумаге, но этого совершенно не чувствуется в фильме – каменное лицо и сигара в зубах со скрипом еще сойдут за «думы о судьбах нации», но использовать их на все случаи жизни нельзя. Да и на супергероя действия Шварценеггер, честно говоря, тянет уже с трудом, не говоря о том, что фильмы с его участием неуклонно проваливаются в прокате. С какой стороны ни посмотри, Арни здесь лишний, на его месте куда лучше смотрелись бы Лиам Нисон, Расселл Кроу или на худой конец Кевин Костнер.
К слову, кастинг здесь вообще не очень удачен – за Сэма Уортингтона играет его козлиная бородка (и вообще он чуть ли не самый мягкий парень в отряде, при том что у него кличка Монстр), а у Теренса Ховарда лицо уж слишком обезображено интеллектом, чтобы убедительно смотреться в роли брутального качка. Нет претензий только к актрисам – Оливия Уильямс замечательно смотрится в образе зацикленной на работе следовательницы, а для Мирей Инос роль вечно накачанной наркотой Лиззи могла бы стать трамплином в большой Голливуд.
Могла бы, но, скорее всего, не станет – потому что, как было сказано выше, фильм не клеится. Еще одна проблема «Саботажа» – он слишком говорлив и избыточно усложнен. Кто взял деньги, ясно с самого начала (зачем, тоже понятно, стоит лишь сложить два и два), однако линия с убийствами членов отряда логики лишена совсем – финальные объяснения вызывают желание покрутить пальцем у виска. Персонажи то становятся донельзя дотошными, то «забывают» о вещах, которые лежат на поверхности, – мысль, что деньги взял кто-то из своих, герои не обсуждают добрые две трети фильма!
Ко всему прочему, «Саботаж» – фильм очень мизантропичный. И это не обычная «брутальность», свойственная «мужским» боевикам, картина буквально пышет ненавистью ко всему живому. Все гады, все сволочи, человек человеку волк, всех убить, да так, чтобы потом по кусочкам собирали по обочинам железнодорожных путей. Особенно шокирует в этом плане финал, в котором автомобильная погоня «собирает» пару случайных жертв – и Эйр показывает их в кровавых подробностях. Как результат сопереживать тут не хочется никому, да и смотреть фильм как «чистый» боевик затруднительно – экшена в нем, как ни странно, не очень много.