Впечатляюще отыгранный Джеймсом МакЭвоем психологический триллер, которому сильно не хватает достойного финала
Трех школьниц, возвращающихся с дня рождения одной из них, похищает неизвестный мужчина. Он запирает их в тесной комнатке и сообщает пленницам, что вскоре их ждет знакомство с неким Зверем. Знакомство это не предвещает ничего хорошего, потому что мужчина явно не в себе – в нем живет сразу несколько очень разных личностей, которые хаотически сменяют друг друга, и в то время как некоторые из них вполне дружелюбны, другие представляют реальную опасность.
На первый взгляд, «Сплит» кажется фильмом довольно скромным – камерным психотриллером, в котором все строится на блестящей игре замечательного Джеймса МакЭвоя. Тем не менее это не совсем так – как и уже, пожалуй, классическая картина М. Найта Шьямалана «Неуязвимый», «Сплит» в последний момент раздвигает границы, чтобы показать, что действие разворачивалось лишь на крохотном кусочке сцены и в общем контексте эта история приобретет совершенно иное звучание.
Это красивый трюк, который заставляет вспомнить прошлые мистификации М. Найта Шьямалана, но в восприятии фильма он ничего глобально не меняет – это по-прежнему многозначительная, но довольно простенькая страшилка о том, как полтора часа девушек пугают Зверем, а потом этот самый Зверь приходит, и да, встреча эта будет не из приятных. Шьямалан профессионально выстраивает саспенс, но сюжета явно не хватает – смотреть здесь толком не на что, кроме как на лицедействующего как в последний раз МакЭвоя.
На игре последнего нужно остановиться поподробнее, потому что, по-хорошему, то, что МакЭвой творит в «Сплите», достойно того же «Оскара» не меньше, чем игра Кейси Аффлека в «Манчестере у моря». Нам сообщают, что в его герое живет 23 разных личности, и, хотя в сюжете на постоянной основе фигурируют лишь четверо (повернутый на чистоте педант Деннис, инфантильный Хедвиг, флегматичная и строгая Патриция, а также жизнерадостный и миролюбивый модельер Барри), то, как красиво МакЭвой их разводит в рамках одной физической оболочки, прямо-таки гипнотизирует.
Девушки в этом калейдоскопе сменяющихся личин, честно говоря, временами кажутся лишними, и иногда посещает ощущение, что Шьямалану они тоже интересны лишь постольку поскольку. И если центральная из них еще проходит стандартную для шьямалановских персонажей арку «загляни в себя и найди в прошлом силы для будущего», то две ее сестры по несчастью абсолютно бесполезны для сюжета. Чтобы не возиться с ними и не думать, как эти трое сообща будут реагировать на ситуацию, Шьямалан спустя какое-то время просто расселяет их по разным комнатам – по сути, это жульничество, чтобы сосредоточить все внимание на серии перформансов МакЭвоя перед потихоньку шалеющей героиней Ани Тэйлор-Джой (звезда готического инди-хоррора «Ведьма» тоже не подводит).
В принципе, того, что в «Сплите» есть – МакЭвоя, саспенса и отличной операторской работы, – уже достаточно для того, чтобы во время просмотра не скучать, но финал, несмотря на озвученный выше выход за рамки, оставляет с чувством даже не легкого, а вполне себе ощутимого голода. Как и в случае многих фильмов Шьямалана последних лет, «Сплит» словно сливается в песок – завязка и развитие сюжета обещают куда больше, чем финал может дать. Вопрос «И это все?» повисает в воздухе немым укором, такой важный последний аккорд безнадежно смазан.
С 16 марта в кино.