Если бы фильмы оценивались исключительно за благие намерения, то "Кровавый алмаз", возможно, получил бы самый высший балл. Тем более что большинству из нас, и так прекрасно обходящихся без прозрачных камушков, совсем несложно отказаться от этих лучших друзей девушек, если за ними тянется кровавый след. А он тянется. Потому что в Африке неспокойно. Судя по всему, криминально-производственные схемы для отмывки крови с бриллиантов не менее увлекательны, чем наркотрафик. Впрочем, в фильме об этом сказано вскользь. Но даже пунктирно набросанного путешествия западноафриканского алмаза через Индию в Лондон достаточно для сюжета еще одного блокбастера.
"Кровавый алмаз" показал новые грани таланта Леонардо ДиКаприо
В Голливуде самый настоящий африканский бум. Фабрика грез явно пытается переместить на Черный континент вектор внимания с Ближнего Востока, где дела у американской армии идут не так хорошо, как у Шварценеггера и других "последних героев боевика", которые успешно боролись на экране с арабскими террористами все 90-е. Всего за пару лет вышли такие политически ориентированные фильмы, как "В моей стране" /Country of My Skull/ (2004), «Переводчица» /Interpreter, The/ (2005), "Отель "Руанда" /Hotel Rwanda/ (2004), «Преданный садовник» /Constant Gardener, The/ (2005) и «Оружейный барон» /Lord of War/ (2005). Даже в развлекательной погремушке «Сахара» /Sahara/ (2005) было немало указаний на реальные бедствия Африки. А в ближайших оскаровских номинациях сразу два "африканских" фильма – «Последний король Шотландии» /Last King of Scotland, The/ (2006), для которого пока в нашей стране не нашелся прокатчик, и "Кровавый алмаз" /Blood Diamond/ (2006) мастера поучительных развлечений Эдварда Цвика («Последний самурай» /Last Samurai, The/ (2003)).
Если бы фильмы оценивались исключительно за благие намерения, то "Кровавый алмаз", возможно, получил бы самый высший балл. Тем более что большинству из нас, и так прекрасно обходящихся без прозрачных камушков, совсем несложно отказаться от этих лучших друзей девушек, если за ними тянется кровавый след. А он тянется. Потому что в Африке неспокойно. И, как назло, особенно в тех странах, где на поверхность земли выходят алмазоносные кимберлитовые трубки. Из погруженных в хаос гражданских войн Конго, Кот-Д'Ивуара, Сьерра-Леоне идут поставки так называемых "кровавых" или "конфликтных", алмазов, поскольку официально крупнейшие участники этого рынка (например, концерн De Beers) закупок в горячих точках не делают. Однако добыча там ведется, поскольку алмазы стали для Африки практически тем же, чем кокаин для Латинской Америки, – яблоком раздора с цивилизованным миром и единственным способом выкачать из него деньги. Судя по всему, криминально-производственные схемы для отмывки крови с бриллиантов не менее увлекательны, чем наркотрафик. Впрочем, в фильме об этом сказано вскользь. Но даже пунктирно набросанного путешествия западноафриканского алмаза через Индию в Лондон достаточно для сюжета еще одного блокбастера.
Время действия "Кровавого алмаза" – 1999 год, самый разгар гражданской войны в Сьерра-Леоне. Использованы все беспроигрышные ходы – от социально-политических до авантюрно-туристических. Тут и рабский труд в алмазных шахтах; и легенды о камне, который может обеспечить жизнь нескольких поколений; и разбойничьи распри, которым, как во всякой горячей точке, для того, чтобы разгореться достаточно ничтожного повода. И оставшиеся на память от локальных войн и революций американские наемники, с помощью советской боевой техники ведущие свою политику на континенте. И толпы журналистов-стрингеров, миссионеров и волонтеров всяческих гуманитарных фондов, разъезжающих по дикой Африке подобно Айболиту, с просроченным аспирином, которые собирают свидетельства для правозащитных досье, а заодно делают снимки, особенно эффектно выглядящие на дорогой бумаге якобы интеллектуальных журналов. И, само собой, невероятные африканские закаты, непроходимые джунгли и восхитительные пейзажи. На этом живописном фоне судьба сводит двух коренных африканцев – белого авантюриста, циничного романтика, бывшего наемника Арчера (Леонардо ДиКаприо), который зарабатывает контрабандой алмазов, и черного крестьянина-рыбака Соломона (Джимон Хансу), пытающегося отыскать сына, увезенного мятежниками из разгромленной деревни. Объединяет их лишь одно – желание найти гигантский розовый алмаз, ставший в фильме символом одновременно и свободы, и несвободы. А ради романтики-идеологии к ним добавлена прогрессивная журналистка Мэдди (Дженнифер Коннелли), сменившая поднадоевшие Афганистан и Боснию на актуальные кошмары Сьерра-Леоне.
Приключения столь разношерстной компании могли бы утереть нос Индиане Джонсу, но времена ныне не те. Простая занимательность в Голливуде уже не в моде. Однако протоколы заседаний ООН пока не хотят превращаться в захватывающие сюжеты. Попытки сделать из развлекательного кино высказывание на актуальную тему и порождают компромиссных монстров вроде "Кровавого алмаза". Обрамляющие фильм титры со скорбной статистикой придают ему устойчивый привкус политинформации. Силовые средства давления на зрителей использованы режиссером с явным перебором, что превращает проблемное кино в компьютерный квест, где массовые убийства, похищение людей, рабский труд, разбой, террор, алмазы и лагеря кажутся этапами, которые надо пройти игроку, чтобы выбраться из Африки. Сюжетная схема с самого начала не оставляет сомнений в том, кто будет победителем. Благородный раззява-африканец, постоянно выходящий сухим из воды, и самодовольная журналистка, для которой под каждым кустом припасен ноутбук, умудряются вопреки всякой логике не только выжить, но и выжать из стокаратного алмаза все чаемые выгоды.
Наверное, идеальным результатом своей работы авторы фильма видели международный процесс против компании De Beers, которая, впрочем, в фильме ни разу не упомянута, с последующей зачисткой и закрытием крупнейших ювелирных домов. Однако все ограничилось тем, что в ЮАР, на родине концерна, решили запретить прокат "Кровавого алмаза", многим западным глянцевым изданиям вежливо посоветовали не печатать анонсов, чтобы потом не пришлось сокращать количество рекламных полос, а известному защитнику окружающей среды Леонардо ДиКаприо так же вежливо предложили посетить настоящие алмазные копи и убедиться в том, что на алмазах нет ничьей крови. Но владельцы алмазных копей могли бы вообще не беспокоиться. В памяти после просмотра фильма остается только герой ДиКаприо Арчер, не слишком озабоченный гуманизмом, легализацией добычи алмазов и будущим Черного континента.
Возможно, первый претендент на роль Арчера, брутальный и корявый
Но сама актерская работа того стоит.