14 апреля свой 45-летний юбилей отмечает Сара Мишель Геллар, любимая актриса миллениалов, звезда фильмов «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Крик 2», «Жестокие игры», а также сериала «Баффи — истребительница вампиров».
И если на большом экране Сара Мишель Геллар выступала в образе «королевы крика» — недалекой блондинки, встречающей маньяка в темном переулке, то на ТВ актриса превратилась в самую настоящую суперженщину, способную развеять в пепел не только вампиров, но и надоевшие голливудские стереотипы.
Разбираемся, как Сара Мишель Геллар стала главной феминистской иконой 90-х годов.
Сара Мишель родилась в Нью-Йорке, в совершенно обычной американской семье. Мама — воспитательница детского сада, а папа — портной. Геллары жили довольно скромно: зарплаты родителей едва хватало на аренду съемной квартиры. Возможно, по этой причине Сара начала работать в возрасте четырёх лет: малышку пригласили сниматься для детских каталогов, а потом внезапно и в рекламу Burger King, которая впоследствии стала скандальной — по сценарию ролика молодая актриса должна была убедить зрителей, что Burger King гораздо лучше, чем McDonalds. Естественно, владельцы «Мака» не стерпели такого оскорбления: дело закончилось судом. Самой Саре такая вирусность оказалась только на руку: после разбирательств ее буквально завалили предложениями о коммерческих съемках.
Внезапная популярность девочки позволила семье немного поправить финансовое положение: Сару отправили в частную школу «для детей богатых родителей», в которой она, увы, так и не смогла найти настоящих друзей. В итоге через месяц родители перевели дочь в другое учебное заведение, специализирующееся на обучении юных талантов. Там Сара увлеклась боевым искусством тхэквондо и даже получила коричневый пояс. Любовь к катанию на коньках также не осталась без внимания — юная фигуристка выиграла бронзовую медаль на соревнованиях в Нью-Йорке. В довершение всего Саре каким-то образом удалось закончить учебу экстерном — на год раньше своих сверстников.
Все это время мама упорно водила девочку на кастинги в надежде, что та рано или поздно станет настоящей звездой. Так, в 1991 году, в возрасте четырнадцати лет, Саре удалось получить роль в мини-сериале «Женщина по имени Джеки», где она сыграла молодую Жаклин Кеннеди. Затем Геллар взяли в мыльную оперу «Все мои дети», которая принесла первую популярность и телевизионную премию «Эмми» как талантливой молодой актрисе.
В 1997 году Сара Мишель Геллар впервые появилась в новом сериале Джосса Уидона «Баффи — истребительница вампиров». Примерно в это же время, с запозданием в несколько месяцев, актриса исполнила другую свою самую известную роль: Сару позвали на съемки в картине «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», работа над которой началась на фоне беспрецедентного успеха «Крика» Уэса Крэйвена. Примечательно, что сценарист у фильмов один — Кевин Уильямсон. «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» стал экранизацией подросткового романа Лоис Дункан, адаптированного под жанр слэшера. Изначально претендующая на роль протагонистки Джули Сара в итоге получила партию Хелен — королевы выпускного, которая по стечению обстоятельств становится первой жертвой ужасного маньяка.
Буквально через месяц после завершения съемок в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» Сара Мишель получила небольшую роль в сиквеле того же «Крика», где сыграла «сестру-трезвенницу» Сиси Купер, которой не повезло остаться в общежитии в одиночестве. В одном из интервью актриса призналась, что согласилась на роль в сиквеле «Крика», даже не читая сценария, — она была уверена в успехе.
Впоследствии оба фильма стали классикой молодежных слэшеров, а роли несчастных убиенных блондинок, сыгранные Сарой Мишель Геллар, превратились в негласные пародии на ее самого известного персонажа — Баффи Саммерс.
Большая часть российских детей, выросших в 90-х годах, с ностальгией вспоминают время, когда на Первом канале показывали «Баффи — истребительницу вампиров». Довольно быстро старшеклассница Баффи Саммерс, избранная спасать мир от нескончаемой армии вампиров, стала настоящим кумиром зрителей. В отличие от многих женских персонажей того времени, она, казалось, не боялась выйти за рамки привычных стереотипов, а если надо, то и отбить их куда подальше своим фирменным ап-чаги (удар ногой вперед — прим. ред.). Чем популярнее становилась Баффи, тем серьезнее Сара Мишель Геллар относилась к работе, прекрасно осознавая, что теперь она не просто актриса, а настоящая ролевая модель для целого поколения девочек. К счастью, как сама Сара, так и ее героиня выступили прекрасным примером для подражания. На протяжении всех сезонов сериала Баффи сталкивалась с классическими проблемами взросления: несчастными влюбленностями, непониманием родителей, поисками себя, предательством друзей, а впоследствии даже с экзистенциальным кризисом и потерей самого близкого человека. Баффи никогда не была идеальной протагонисткой и, как и все мы, совершала глупые ошибки, которые впоследствии превращались в уникальный жизненный опыт, помогающий двигаться дальше. Все это делало Баффи максимально человечной и импонирующей аудитории.
Сара, стремясь держать под контролем судьбу героини, в какой-то момент начала совмещать работу актрисы с должностью исполнительного продюсера. Однако впоследствии вселенная «Баффи» начала разрастаться, получив отдельную серию комиксов и даже собственный спин-офф «Ангел», развитие которых уже находилось вне компетенции Геллар. Тем не менее сериал Джосса Уидона, который выходил на протяжении семи лет, закончился на пике славы, отказавшись скатываться в самоповторы и фансервис. За что ему большое спасибо.
Вышедшая в 1999 году мелодрама «Жестокие игры», современная интерпретация классического романа Шодерло Де Лакло «Опасные связи», помогла Саре Мишель Геллар попробовать себя в нетипичном образе классической стервы. В одном из интервью актриса призналась, что во время работы над фильмом вдохновлялась собственным детством, точнее, девочками-задирами, с которыми ей приходилось общаться в элитной школе «для богатых детей». Как ни странно, роль роскошной и озлобленной на весь свет Кэтрин Мертей пришлась Саре Мишель впору: «Жестокие игры» стал настоящим зрительским хитом, а сама актриса получила номинацию на модную в то время премию MTV как «лучшая кинозлодейка».
Особняком от всего этого стоит сцена лесбийского поцелуя между персонажами Сары Мишель Геллар и Сэльмы Блэр, которая по сей день считается культовым моментом кинематографа. Во-первых, это красиво. Во-вторых, эпизод сыграл особую роль в репрезентации ЛГБТК в кинематографе — темы, которая едва ли всплывала в коммерческом кино конца девяностых годов. К слову, награду за «лучший поцелуй» актрисы все-таки получили.