![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Убедительный, но не особенно интересный артхаусный режиссерский дебют в жанре «психологический портрет людей в душевном тупике»
Убедительный, но не особенно интересный артхаусный режиссерский дебют в жанре «психологический портрет людей в душевном тупике».
Художница Саша и писатель Илья (Дарья Чаруша и Александр Молочников) проводят предновогодние дни в домике на побережье севера Франции. Их отношения достигли той стадии, когда мужчина и женщина с трудом переносят общество друг друга, но все же остаются вместе, поскольку не решаются расстаться. Однажды, выехав за покупками в ближайший городок, Илья знакомится с русской женщиной (Светлана Устинова), которая ждет поезда в Париж. Он приглашает ее домой, и они, пользуясь отсутствием Саши, занимаются ничего не значащим сексом и расстаются. Вскоре, однако, они встречаются вновь. Оказывается, что Саша и новая знакомая Ильи по имени Маша вместе учились в художественной академии. Поэтому, когда они натыкаются друг на друга, Саша приглашает Машу вместе провести Новый год.
Проверенный временем закон кино гласит, что режиссеру, который сам может выбирать для себя проекты, лучше начинать карьеру с хорошо знакомого материала – с истории о своем альтер эго или о людях своего круга. Порой в этом видят эгоизм и самозацикленность, но на деле это лишь нежелание косить траву в противогазе – то есть чрезмерно усложнять и без того сложнейшую задачу освоения такой многогранной профессии, как режиссура. Тем более это актуально для начинающего творца, который уже хорошо известен в киномире и чье фиаско вызовет куда больший резонанс, чем провал вчерашнего студента, чье имя знают лишь его учителя.
Пошел по этому разумному пути и известный кинокритик Роман Волобуев, в последние годы переметнувшийся из журналистского в творческий лагерь. Он уже успел заявить о себе как телесценарист, а теперь с «Холодным фронтом» дебютировал в полнометражной режиссуре. Также он совместно с исполнительницами главных женских ролей Дарьей Чарушей и Светланой Устиновой написал сценарий «Фронта», основанный на сюжетной идее Чаруши и Устиновой.
По коммерческим соображениям прокатчики фильма намекают, что это триллер или напряженная мелодрама, но на самом деле «Холодный фронт» – это групповой психологический портрет. Причем в статике, а не в динамике. В картине есть события, но нет Событий с большой буквы, что-то принципиально меняющих в жизни и в душе героев. Даже кульминационная вспышка страстей – не более чем короткий психический «взбрык», который проявляет проблемы героев, но не прокладывает путь к переменам. Как обычно в фильмах его жанра, «Фронт» не рассказывает историю, а подставляет зеркало публике, которая может отождествить себя с героями. А дальше зрители вольны что-то сделать со своей жизнью или смириться со своим существованием. Фильм никаких решений не предлагает и не навязывает.
Кому же адресован «Фронт»? Тем представителям интеллектуального средне-высшего класса, кто уже решил свои финансовые проблемы и кто начинает понимать, что формальное преуспевание не делает жизнь счастливой. Не радует героев и то, что в теории должно приносить куда большее наслаждение, чем возможность съездить на зиму во Францию, подальше от «питерской слякоти». Саша вроде бы занимается современным искусством, Илья вроде бы пишет сценарии и книги, но «вроде бы» тут – главные слова. Трудно сказать, есть ли у этих персонажей талант, но вдохновением в их доме даже не пахнет.
Тем более персонажей не радует любовь. Из отношений Ильи и Саши приятные чувства уже давно ушли, а визит бисексуальной Маши может лишь встряхнуть героев, но не надолго выбить их из душевного оцепенения. Постсоветский цинизм, помноженный на богемный эгоизм, загнал персонажей в такой абсолютный тупик, из которого им вряд ли суждено выбраться. Некоторые российские герои (и реальные люди) в такой ситуации находят отдушину в политических жалобах, но Илью и Сашу не волнует даже наша вечная тема «Как обустроить Россию?». Очень тяжелый случай…
Поскольку картина создавалась, так сказать, с натуры, ее персонажи получились весьма убедительными. Люди такого рода именно так, как в фильме, говорят, реагируют, ведут себя в жизни и в постели… В свою очередь, визуальное и музыкальное решения картины обеспечивают повествованию подходящий мрачно-меланхоличный фон с нотками агрессии (у столь несчастных людей не может не быть острых коготков). Так что лента у Волобуева получалась вполне компетентной, решающей поставленную перед ней художественную задачу.
Другое дело, что, как говорится, «страшно далеки герои “Фронта” от народа», а фильм устроен так, что он задевает лишь тех зрителей, кто может узнать себя в его персонажах. И хотя для этого не нужно иметь доступ к домику во Франции, определенное благосостояние и весьма специфический богемный стиль жизни для этого необходимы. «Фронт» – это в самом прямом смысле слова «кино не для всех», и он ничего не делает, чтобы расширить свою потенциальную аудиторию. В частности, он не предлагает захватывающий «мейнстримный» сюжет и персонажей, которые вызывают автоматическое сочувствие, а не автоматическое отвращение (если только зрители не узнают в них себя и своих друзей). И можно предположить, что люди, которым фильм адресован, в нем особенно не нуждаются. На то они и «избранные», чтобы самостоятельно заметить, что заехали в тупик.
С 14 января в кино.