Интригующая история о двойной жизни простой московской матери семейства, разыгранная в понятных зрителю декорациях, но приоткрывающая завесу самых страшных тайн
Жизнь «обычной женщины» Марины со стороны может показаться близкой к идеалу: сама она руководит успешным цветочным бизнесом, поддерживающий ее во всем муж имеет престижную хирургическую практику, две дочери преуспевают в учебе, а на подходе уже и третий ребенок. Но внешний лоск – лишь одна ипостась Марины. За пределами дома и работы эта женщина известна узкому кругу клиентов как весьма жесткая владелица нелегального элитного борделя. Торговля молодыми девушками не только приносит женщине внушительный доход, покрывающий все издержки легального бизнеса, но и влечет массу проблем, которые Марине приходится решать самостоятельно. И если с большей частью их сутенерша справляется весьма успешно, то гибель одной из ее подопечных девочек может раскрыть «маленький секрет» матери счастливого и ничего не подозревающего семейства.
Этой осенью отечественное телевидение не устает удивлять качественными сериальными новинками – не успели зрители вдоволь насмотреться на жертву «Домашнего ареста», как ему на смену пришел «Звоните ДиКаприо!». С новыми сезонами вернулись майор Черкасов в «Операции “Сатана”» и бывший «Мажор» Игорь Соколовский, а впереди зрителей ждет по-скандинавски холодное «Мертвое озеро» и пронизывающий до костей «Инкубатор». Однако даже на этом фоне новая режиссерская работа Бориса Хлебникова «Обычная женщина» стоит особняком – это настоящее «большое кино» на малом экране, проект, обладающий всеми теми качествами, за которые мы любим добротные зарубежные сериалы: мощный, интригующий, глубокий и непредсказуемый.
Лишь на первый взгляд может показаться, что автор «Аритмии» и «Долгой счастливой жизни» взялся «перепеть известный мотивчик». Да, в «Обычной женщине» можно уловить определенное сходство с «Во все тяжкие» или «Хорошими девочками», но ощущается оно лишь на самых первых порах и исключительно на уровне атмосферы. В остальном это совершенно особое произведение с оригинальной сюжетной архитектурой, самобытными персонажами, а главное – при всей универсальности сценарной конструкции очень российское и очень женское. По сути, это сериал о той самой женщине, что «коня на скаку» и «в горящую избу». Пусть подвиги главная героиня совершает весьма сомнительные – только смекалка, воспитанная Отечеством, и настоящий русский дух помогают Марине и ее близким справляться с навалившимися проблемами.
А проблем предостаточно. Хоть название и отсылает нас к тайной жизни Марины, ее семья вся состоит из секретов: у мужа интрижка на стороне, старшая дочь ввязывается в сомнительные авантюры, а младшая растет социопатом и мизантропом. В этих мелких и крупных житейских неурядицах зло, творимое Мариной (а то, что делает персонаж Михалковой, – безусловное зло), может показаться не таким страшным. По сути, Марине даже не приходится притворяться хорошей или плохой, в ней спокойно живут две личности, а организация праздника дочери легко совмещается с сокрытием трупа и торговлей «рабынями». И именно здесь Хлебников демонстрирует свой главный талант – умение демонстрировать сочетание несочетаемого, духовное и душевное перерождение и пресловутую «обыденность зла».
При том что многие сюжетные повороты нарочито выпячивают вымышленность демонстрируемых ситуаций (муж главной героини шантажирован любовницей самым банальным способом, а дочь на ровном месте теряет чужой транспорт), «Обычная женщина» наполнена простыми бытовыми деталями, которые делают героев очень живыми, понятными и даже близкими. Блистательный треугольник – муж, жена и свекровь – заставляет улыбнуться, столкновение Марины с ошибками в заказе праздничного торта – знакомая многим житейская проблема, а уж попытки уместить в сутки 25, а то и все 30 часов наверняка предпринимались каждым из нас. Как и во многих предыдущих своих работах, Хлебников создает вполне реалистичный экранный мир, которому несложно сопереживать.
А в комфортной среде и актерам живется вольготно. Анна Михалкова вполне ощутимо наслаждается предложенным образом, ведь ее героине предоставлена широчайшая гамма чувств, а предпринимаемые ею действия эхом отзываются на каждом, кто находится рядом в кадре. Внушительная роль досталась наконец Евгению Гришковцу, которого мы привыкли видеть на втором плане и в эпизодах. Вряд ли можно представить себе более «домашнего» супруга, который при этом хранит собственные темные тайны. Александра Бортич уже не нуждается в каких-то словах поддержки, она давно выросла в настоящую звезду, а каждая сцена с участием Татьяны Догилевой придает сериалу дополнительный позитивный заряд, хотя играет актриса крайне неприятную особу.
Сумма подобранных компонентов – интригующий сюжет, реалистичность, мягкость повествования, глубина поднятых вопросов и актерские таланты – дает мощный кумулятивный эффект, «Обычная женщина» с простотой и непосредственностью затягивает зрителя в ловушку. Отказаться от просмотра последующих серий после знакомства с пилотом решительно нельзя. И это еще одна черта, успешно подхваченная нашими авторами у заокеанских шоураннеров, – на нашем ТВ научились делать проекты, действующие по самым современным канонам. Как Марина оказывается совсем не той, кем кажется, «Обычная женщина» не так уж и обычна, это подлинное многосерийное кино, исполненное самым современным способом, которым могут гордиться авторы. И это большой подарок для зрителя, подарок с секретом.