Веселая и порой изобретательная, но бессодержательная новогодняя комедия о Санта-Клаусе, который ищет в Париже лекарство для эльфов
Санта-Клаус (Ален Шаба) и его эльфы готовятся к Рождеству. Когда до праздника остается всего несколько дней, эльфы внезапно заболевают и «отключаются». Древняя книга указывает, что волшебных малышей можно вылечить с помощью австралийских фруктов, богатых витамином C, и Санта решает, что проще будет раздобыть аскорбинку, чем найти десятки тысяч плодов. Так что он отправляется за лекарством и приземляется в Париже. Поскольку Санта ничего не знает о людях и людской жизни, кроме того, что дети хотят подарки на Рождество, он быстро оказывается в полиции. Оттуда его вызволяет сердобольный адвокат Тома (Пио Мармай), который вместе с женой Амели (Гольшифте Фарахани) берется помочь Санте купить витамины.
Французский комик и комедиограф Ален Шаба достиг пика своей карьеры, когда в 2002 году выпустил уморительный комиксный блокбастер «Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра”». Его последующие проекты, в том числе голливудские, были не столь удачны, и в этом году Шаба решил сыграть в беспроигрышную игру – выпустить семейную новогоднюю комедию, которая, по идее, обязана хорошо выступить в национальном прокате и кое-что собрать в тех странах, где с удовольствием прокатывают и смотрят французское кино.
К сожалению, «Санта и компания» похож на фальшивые новогодние игрушки из старого анекдота. Он тоже блестит, но не радует. Со времен Диккенса рождественские истории – это волшебные повествования о душевном перерождении, о победе доброты над черствостью, о семейном примирении… Каким бы ни был сюжет удачной новогодней сказки, она всегда изображает духовное путешествие, и это наполняет ее любовью и сердечностью.
В «Санте и компании» тоже есть развешанные по стенкам новогодние «чеховские ружья», но ни одно из них не стреляет. Так, Тома весь фильм отнекивается от большого семейного торжества и в конце картины даже не думает на него явиться. Конфликт адвоката с его непутевым и инфантильным братом толком не разрешается, и брат-преступник не встает на путь исправления. Санта не начинает лучше относиться к своим эльфам, которых он в начале фильма не слушает… И далее в том же духе. Хорошие люди остаются хорошими, сомнительные люди – сомнительными.
Да, герои фильма спасают Рождество, которое в «Санте» сводится к соблюдению подарочного дедлайна. Но это всего лишь кризис-менеджемент безо всякой духовной подоплеки.
При этом никаких подвигов персонажи не совершают – кроме того, что пару раз выбираются из ямы, которую сами себе вырыли. Если вы потеряли дочь богатой русской женщины, то не жалуйтесь, что за вами гонятся телохранители и полицейские. В основном же парижское действие фильма сводится к попыткам раздобыть большое количество аскорбинки. Эти попытки быстро приносят результат, поскольку у Тома как раз оказывается нужная сумма денег. Покупка витаминов через Интернет – удивительное сказочное приключение!
Справедливости ради надо признать, что фильм не сводится к кликам мышкой. Это хоть и бессодержательное, но забавное кино, поскольку Шаба придумал немало шуток и гэгов, выстроенных вокруг наивности Санты (он даже не знает, что такое «деньги» и «покупать») и вокруг реакции людей на то, как «дедушка» себя ведет, что он говорит и что он знает о собеседниках, поскольку годами носил им подарки. Санта в фильме получился одновременно дружелюбным и капризным, почти как маленький ребенок, и в исполнении Шаба это довольно смешное сочетание. В свою очередь, Тома и Амели как неидеальная, но любящая пара смотрятся так же приятно, как Брауны из «Приключений Паддингтона 2», которым еще только предстоит выйти в российский прокат.
Поскольку Санта прибывает в Париж на летающих оленях, с бездонной корзиной для подарков и с умением телепортироваться, то чудеса в фильме происходят на всем его протяжении. Однако самые волшебные фрагменты ленты – это ее зачин и финал на Северном полюсе, где создаются и упаковываются подарки. Мы много раз видели фабрику Санта-Клауса в фильмах и мультфильмах, но команда Шаба придумала самое удивительное и необычное производство. Каждый фрагмент фабричных сцен делает честь художникам и аниматорам компьютерной графики.
Другое дело, что в остальном лента куда менее изобретательна, и это разочаровывает. Равно как и то, что обозначенная на постерах французская звезда Одри Тоту играет мадам Клаус и проводит в кадре всего несколько минут. Ей хватает этого времени, чтобы запомниться, но именно поэтому хотелось бы, чтобы ее роль была длиннее. Почему Клаусы не могли вместе отправиться за покупками?
С 14 декабря в кино.