Дебютная картина Даины Ониунас-Пусич о том, как принять конечность жизни.
Тьюздей (Лола Петтикрю) — тяжелобольная девочка-подросток. Большую часть времени героиня проводит в компании медсестры (Леа Харви). Зора (Джулия Луи-Дрейфус), мать Тьюздей, целыми днями бродит по городу. Это намного легче, чем смириться с мыслью о неизбежной потере. Однажды в саду появляется огромная говорящая птица, похожая на попугая: девушка сразу понимает, что это Смерть, что пришли за ней. Тьюздей старается быть дружелюбной и вместо мольбы о пощаде демонстрирует доброту: умирающая пытается понять и выслушать незваного гостя. Но Зора не обладает и каплей терпения дочери: женщина готова на все, чтобы перехитрить темное создание и спасти дочь.
Смерть в кино представала в самых разных обличиях. Будь то традиционный образ в черном плаще, как в «Седьмой печати» Ингмара Бергмана, или грозный волк в недавней анимационной картине «Кот в сапогах: Последнее желание» — предвестники рокового часа призваны пугать и напомнить о страшном. Дебютантка Даина Ониунас-Пусич не то чтобы выбирает оригинальный вариант: смерть в ее фильме — гигантская птица красного цвета. Пернатые часто выступают в искусстве символами конца жизни или воплощением потустороннего мира.
Попугай, которого озвучил Аринзе Кин, не вызывает дрожь по телу. Пташка легко уменьшается и увеличивается в размерах, а еще очень устает от голосов в голове — крики людей, молящих о смерти, не дают покоя. Фильм начинается с полетов птицы: персонаж приходит к людям, которые мучаются от боли на улице или томятся в одиночестве в уютных домах. Взмах крыльев у лиц свидетельствует о суровой, но порой освобождающей правде — пришло время умереть. Это же чувствует Тьюздей, увидев в саду сказочную птицу: вот-вот наступит конец. По взгляду девушки зритель угадывает страх, но подросток не впадает в панику, а просит об одолжении — успеть попрощаться с мамой, которая еще не вернулась домой. Тьюздей помогает птице отмыться от грязи и интересуется состоянием гостя, а Смерть, в свою очередь, впервые ощущает тишину внутри себя. Они вместе подпевают песне «It Was a Good Day» Ice Cube и ведут беседы на разные темы. «Тьюздей» кажется особенно трогательным в моменты коммуникации старшеклассницы и невероятного создания. Возникает ощущение, что постановщица хочет поговорить о принятии собственной конечности. Но главная героиня истории не девушка при смерти и не смерть в образе попугая. А мама Тьюздей — совершенно потерянная Зора.
Героиня Луи-Дрейфус находится на стадии отрицания. Женщина перестала работать, начала распродавать вещи из дома и ежедневно блуждать по улицам вместо того, чтобы быть рядом с дочерью. Видеть угасание Тьюздей — невероятная ноша, принять неизбежность потери ребенка — совершенно немыслимая задача для матери. Ониунас-Пусич размышляет о переживании горя, необходимости отпустить человека и тяготах смирения. Ведь Зора, как, вероятно, любая мама, не может последовать примеру дочери и дружелюбно болтать со Смертью. Женщина готова сразиться с могущественной птицей, поставить мир под угрозу, нарушить законы природы — лишь бы дочь не переставала дышать.
«Тьюздей» сложно назвать новаторским, экспериментальным, изобретательным. Фильм захватывает зрителей в сети меланхолии, но не производит сильного впечатления на драматургическом уровне. И все же, несмотря на недостатки и ощущение недосказанности, «Тьюздей» выглядит многообещающим стартом для карьеры Даины Ониунас-Пусич. Хочется верить, что режиссерка будет и дальше развивать затронутые в дебюте темы и еще не раз заставит публику как следует погрустить и призадуматься о смысле бытия.