
"Звездный путь" Джей Джей Абрамса настаивает на том, что мир -- это одна большая библиотека приключений для юношества.
Сын погибшего в бою капитана Космофлота Джеймс Кирк (Крис Пайн) хорошо проводит время – угоняет машины, дерется в барах и учит девушек плохому (что, кстати, доказывает: гопота – вечна). Судьба все равно приводит упрямца в курсанты академии звездного флота и это кажется, поначалу, правильным выбором – тут можно делать все то же самое, только девушек вокруг больше. Проблемы начинаются, когда эскадра флота и новехонький крейсер Enterprise отправляются на сигнал бедствия и попадают в ловушку, устроенную расой ромулан. Эскадра разгромлена, выжил лишь Enterprise, экипажу которого теперь нужно выяснить, с чего ромулане сорвались с цепи и как спасти планеты, которые они собираются уничтожить.
После предварительных показов сеть уже забита размягченным курлыканием фанатов Star Trek, и даже Кевин Смит, давший, видимо, подписку о неразглашении, неожиданно высказался в том смысле, что "Я посмотрел фильм, о котором не могу говорить, но вы сами понимаете, о чем речь. Так вот – это феноменально". Люди, выросшие на "Звездном пути" и наблюдавшие его медленное издыхание плодят превосходные эпитеты, говорят о том, что Джеймс Кирк – лучший из джеймсов кирков и о том, как идут Закари Куинто, сыгравшему Спока, остренькие ушки.
Тем, кому острые уши говорят только о черте из "Вечеров на хуторе близ Диканьки", стоит обратить внимание на режиссера – Джей Джей Абрамса. И дело тут не в том, что «Lost» /Lost/ (2004), не в том, что «Монстро» /Cloverfield/ (2008), и даже не в том, что «Миссия: Невыполнима 3» /Mission: Impossible III/ (2006), которая была его режиссерским дебютом. Абрамс обладает довольно редким для коммерческих режиссеров талантом – точно знать, какие эмоции хочет выбить из зрителя. Сериал "Star Trek" вышел через пять лет после полета Гагарина. Фильм "Звездный путь" – через семь лет после затопления станции "Мир". Абрамс ясно понимал, что снимает космооперу в эпоху, когда космическая романтика скисла, однако был полон решимости добиться того же головокружения, что будили «Звездные войны» /Star Wars/ (1977) по одну сторону железного занавеса, или "Москва-Кассиопея" по другую – очень юного и очень чистого, в одну краску, чувства, что мир это большое приключение.
Похоже, что ему удалось. Ледяные равнины, населенные чудовищами, схватка на висящем над планетой космическом буре, путешествия во времени и зеленые (в буквальном смысле) девушки – Абрамс несется через свою вселенную, как мальчишка, впервые получивший свой автомобиль, по ночной трассе – с превышением скорости и завывая от восторга.
В конечном счете, главный талант этого человека – убеждать студии, что все можно. Можно снять "Миссия невыполнима" с раздавленным, плачущим Крузом, можно снять сериал, в котором никто не понимает, что происходит, и блокбастер о разрушении Нью-Йорка на бытовую видеокамеру. Можно снять "Звездный путь" после серии провалов и пенсионной фан-базе. Есть что-то очень заразительное в искренности этого постмодернистского чудовища, с удивительной страстью перебирающего осколки любимых книг, фильмов и историй.
И если на "Звездном пути" вам покажется, что где-то вы это видели – в "Гаттаке", в "Звездных войнах" или еще где-то, это не важно. Осколок будет выбран из самого лучшего из разбитых зеркал. И в каждом осколке – солнце.