Рассказчик из блистательного актера Туртурро пока не сформировался окончательно, режиссер ищет своего зрителя. Картина получилась не слишком плотной и гладкой, но в трогательности, искренности и юморе ей не откажешь
Владелец книжного магазина Мюррей переживает непростые времена и вынужден закрыть свой старинный бизнес. Чтобы хоть как-то поддержать на плаву своего единственного работника по имени Фиорованте, отдавшего книжному почти всю жизнь, старый повеса предлагает тому стать жиголо – сопровождать женщин в возрасте в их нелегком пути к закату сексуальности. На удивление дела его подопечного идут неплохо, но ровно до тех пор, пока в этом калейдоскопе Фиорованте не встречается с женщиной свой мечты. Увы, влюбленных разделяет не только расстояние, но и религиозные препоны ортодоксальных иудеев.
Кто у нас в мире самый главный знаток Нью-Йорка, его улиц, его жителей, его внутреннего мира? Ответов может быть много, но для любителей кино таким специалистом во многом является знаменитый сценарист и режиссер Вуди Аллен. Мастер штампует свои фильмы с завидной стабильностью – по картине в год, – но то ли любимый город перестал старика вдохновлять, то ли возраст сказался, но, кажется, Аллен ищет себе замену. Пробу на роль нового «певца Нью-Йорка» проходит Джон Туртурро в своем авторском проекте – картине «Под маской жиголо».
Пусть участие Вуди Аллена в создании сценария и отрицается всеми участниками производства картины, «уши» его торчат из «Жиголо» такие, что спутать их с чьими-то чужими невозможно. В фильме собраны практически все столь любимые старым ворчуном темы: город и его жители, взаимоотношения полов и возрастов, незаживающий еврейский вопрос и издевательство над обычаями и религией ортодоксов. Нет, создатели все отрицают, говорят, что Аллен увидел уже готовый сценарий Туртурро и только тогда присоединился к проекту. Что ж, если это правда, то остается только развести руками – в лице Туртурро растет достойная смена Аллену.
Конечно, сравниться с высотами главных картин Вуди Аллена Джон Туртурро пока не может. «Под маской жиголо», хоть и держит видимую марку, при малейшем приближении и анализе рассыпается на части. Туртурро хватает сразу несколько историй, причем с разными акцентами, с разным настроем и разным темпом, и пытается сложить из них букет, подобно своему герою, находящему успокоение в создании икебаны. Только вот жизни и судьбы людей, страсти и отчаяние, одиночество и религиозные предрассудки – это не сухие веточки и травка с листиками, просто сведя их вместе, сложно получить устойчивую картину. Вот и «Жигало» бросает то в комедийный угар, то в слезовыжимательную трагедию, то в фарс, то в эротический триллер, при этом чрезвычайно хочется сопереживать кому-то из героев, стать частью фильма вместе с ними, но каждый персонаж словно закрыт в своей раковине, до каждого сложно дотянуться. Это, пожалуй, главное отличие фильма Туртурро от алленовских – герои первого получились слишком отстраненными от зрителей, а сюжеты расползлись в разные стороны.
Хотя герои собраны действительно колоритные и сыграны они прекрасными актерами, наверняка любящими посмеяться над собой и не относящимися к жизни слишком серьезно. Об актерском таланте самого Туртурро и говорить не приходится, он демонстрирует в фильме практически весь свой диапазон – от скромного неловкого простака до горячо влюбленного интеллектуала. Фантастическую роль для себя подобрал и Вуди Аллен – «старик-разбойник» идеально вписался в образ начинающего «сутенера», в своем подопечном реализующего собственные нереализованные сексуальные фантазии. Словно из кадров своего «Основного инстинкта» вышла Шэрон Стоун, давно не имеющая достойных ролей в кино. В ее героине гораздо меньше тайны, но страсть все так же бьет через край, как и двадцать лет назад, хотя эта страсть и не такая животная, как у персонажа Софии Вергары. В свою очередь, Ванесса Паради и Лив Шрайбер разыгрывают противоположную партию – их герои скорее склонны к внутреннему огню и трепетному отношению к любви, чем к жаркому сексу и взрывным эмоциям. Замес действительно интересный, но не слишком удачно состыкованный, увы.
Скорее всего, общая угловатость фильма связана с внутренним миром самого Джона Туртурро – он видится бесконечно добрым, искренним, любящим человеком, с нетривиальным чувством юмора и неуемным желанием делиться историями с миром. Но, как и многим таким людям, ему нужен точечный собеседник, нужен персональный слушатель, который будет совпадать с ним по мировоззрению хотя бы на 99%, а таких, увы, не так уж и много. Остальным остается посмотреть комедию не комедию, драму не драму, сатиру не сатиру, хмыкнуть, пожать плечами со словами «Совсем они зажрались там в своей Америке» и пойти строить свою, куда более скучную, чем у скромного нью-йоркского жиголо по имени Фиорованте, жизнь.