Уже завтра в прокат выходит фильм «Мег: Монстр глубины», где неубиваемый Джейсон Стэтхем сражается с гигантской доисторической акулой. И пока мы оплакиваем неизбежную кончину мегалодона, предлагаем вам вспомнить другие картины о смертельном противостоянии человека и акулы
Сюзан и Дэниель отправляются на туристическом катере в открытое море, где пара собирается погрузиться с аквалангами и полюбоваться подводными красотами. Вот только, всплыв, они обнаруживают, что катер бесследно исчез, а сами они оказались одни посреди бескрайнего океана. Ситуация и так не из лучших, да вот только к героям ещё всё ближе подбирается зловещий серый плавник.
Основанный на реальных событиях триллер Криса Кентиса в первую очередь поражает своей натуралистичностью. Съёмка на дешёвую ручную камеру (бюджет картины всего-то 500 тыс. долларов) и впечатляющие работы актёрской пары Бленчард Райан и Дэниела Трэвиса создают практически документальный уровень достоверности. Из-за относительно спокойного темпа картины каждый удар здесь действительно ощутим, каждое нападение — не просто повод для экшен-сцены, а настоящая борьба за жизнь. Такой приземлённый подход позволил «Открытому морю» выделиться на фоне большинства триллеров о зубастых морских хищниках — и в итоге фильм ждал огромный успех. При своём мизерном бюджете он собрал в прокате более 50 млн. долларов и породил многочисленные продолжения, которые, правда, до уровня оригинала так и не дотянули.
Сингапурский триллер резко меняет привычный сеттинг «акульих» фильмов. Вместо открытого моря или на крайний случай побережья тут внезапно затопленный продуктовый магазин. Именно там после чудовищного цунами скрываются главные герои, и там же им приходится сразиться насмерть с заплывшей погостить белой акулой.
Внешне «Цунами 3D» — типичный азиатский B-movie. Дешёвый, с плоскими, как скат, персонажами и временами сомнительными эффектами. Но прелесть в том, что картина точно понимает, чем является, и не пытается прыгнуть выше головы. Да, персонажи однобоки, но играют их убедительно, и в контексте сюжета архетипы работают. Да, CGI не впечатляет, но потому авторы чаще прибегают к практическим эффектам, которые вышли вполне убедительными. Сюжетные же недостатки смягчаются тем, что «Цунами 3D» не строит из себя глубокомысленную драму — это лёгкое и забавное кино, способное увлечь и, что важнее, развлечь.
Пожалуй, единственное самостоятельное творение Asylum, о котором слышал хоть кто-то за пределами узкого круга фанатов студии. Безумная эпопея о летающих акулах, одна из главных жемчужин современного треш-кино. Фильм, о котором принято говорить «настолько плохо, что даже хорошо». Утверждение, впрочем, не совсем верное, ведь «Акулий торнадо» — в отличие от той же «Комнаты» или «Птицедемии» — изначально создавался как глупое, топорное, откровенно идиотское кино. Именно таким оно и вышло. Именно за это его и любим.
Несмотря на название, «Открытое море: Новые жертвы» не является сиквелом картины Криса Кентиса и в оригинале называется просто Reef. Причём настоящий сиквел «Открытого моря», Open Water 2: Adrift, в российской локализации связь с оригиналом, наоборот, потерял и стал просто «Дрейфом». Впрочем, не важно, о прекрасных локализациях как-нибудь в другой раз.
The Reef действительно во многом похож на «Открытое море»: тот же сюжет о группе героев, оставшихся наедине с морской стихией, и так же основанный на реальных событиях. Разве что бюджет в этот раз побольше, да и на документалистику, даже псевдо, фильм совсем не тянет. Что, впрочем, не мешает ему быть убедительным, безумно энергичным триллером с прекрасными работами актёров.
Нэнси приезжает на пляж, который когда-то очень любила её почившая мать. Девушка хочет спрятаться от остального мира и немного побыть наедине с собой, морем и доской для сёрфинга. И всё идёт неплохо, пока душевный и физический покой героини не нарушает огромная акула, с которой Нэнси приходится вступить в неравный бой.
Режиссёр Жаума Кольет-Серра, специализирующийся на однотипных боевиках с Лиамом Нисоном, в этот раз снял крепкое жанровое кино. Оно не делает никаких открытий, но со своей задачей вполне справляется — стоит сказать спасибо Блейк Лайвли. Актриса, оставшись практически наедине со зрителем, тащит на себе весь фильм.
Одно из последних светлых пятен в странной и неоднозначной карьере режиссёра Ренни Харлина. История об исследовательском центре, где в ходе эксперимента на волю вырывается генетически модифицированная акула. В своё время картина не пользовалась особым успехом, но после стала почти культовой — особенно хорошо все помнят знаменитую сцену с поеданием героя Сэмюэля Л. Джексона.
Эта сцена, к слову, характеризует весь фильм. Несовершенный в плане исполнения и подачи, но тем не менее раз за разом удачно ломающий жанровые шаблоны: то пафосную речь оборвёт герою, то в живых оставит совсем не тех людей, на которых зритель делал ставку. За этот налёт сатиры картину и любят больше всего — хотя и без него это вполне достойный хоррор-боевик, умеющий нагнетать саспенс и иногда даже пугать.
Да, вот так всё очевидно. Фильм, с которого началась массовая истерия вокруг акул. Фильм, который заставил тысячи людей бояться этих морских чудовищ, которые вне фантазии Стивена Спилберга для человека не представляют такой уж огромной опасности. Ну и в конце концов это первый в истории «блокбастер» — картина, без которой современный кинематограф выглядел бы совсем иначе.
Но если отбросить историческую значимость «Челюстей», это все ещё превосходный триллер, выполненный по всем заветам Хичкока. Акула тут по большей части — зло невидимое, неуловимое, а оттого лишь ещё более жуткое. «Челюсти» — первый шедевр новой эпохи Голливуда и блокбастер на века. А теперь, извините, нам понадобится лодка побольше.