История «Черепашек-ниндзя» не насчитывает и трех десятилетий, но по уровню известности и популярности знаменитая четверка может соперничать со столпами комикс-индустрии вроде Бэтмена и Супермена. Одна из главных причин этому – череда успешных мультсериалов и весьма удачная трилогия киноэкранизаций, которые появились в начале 90-х и заработали в прокате более 300 миллионов долларов при вложениях в пять раз меньше
Впервые мир познакомился с черепашками-ниндзя в 1984 году. Авторы исходного комикса Кевин Истман и Питер Лэйрд, конечно, верили в созданный ими пародийный мир, в котором четверка мутировавших черепашек, обученная искусству ниндзюцу гигантской крысой по имени Сплинтер, сражалась с разнообразными монстрами и инопланетянами, но вряд ли рассчитывали на тот бешеный успех, который их ждал.
Первый выпуск комикса Истман и Лэйрд опубликовали за свой счет, но вскоре с ними связались серьезные люди, и через два года Dark Horse выпустила серию коллекционных фигурок главных героев. Еще через год появились полноценные игрушки и анимационный сериал (изначально созданный для поддержки игрушек), о популярности которого говорит хотя бы тот факт, что в телеэфире первая инкарнация мультяшных «Черепашек-ниндзя» продержалась долгих десять лет.
Всего за пару лет истерия по ниндзя-черепашкам достигла такого уровня, что авторы комикса задумались о создании полноценного фильма (точнее, о фильме Лэйрд и Истман задумывались еще в середине 80-х, но тогда найти деньги под подобную ленту было невозможно). Он не требовал гигантских вложений в гонорары актерам – четырех главных героев мог сыграть кто угодно, достаточно прыткий и выносливый, чтобы демонстрировать боевые искусства в громоздких панцирях. И хотя сюжет подразумевал обилие экшена, сложный грим и костюмы (авторства студии легендарного Джима Хенсона), на маркетинге можно было сэкономить – ниндзя-черепашки продавали себя сами.
Надо заметить, что производством фильма занималась гонконгская студия Golden Harvest (а за дистрибуцию на Западе отвечали New Line Cinema и Fox), и это был один из первых крупных опытов по скрещиванию западного и восточного экшена. Так, из Гонконга для постановки поединков «выписали» Билли Луи (впоследствии «спевшегося» с Донни Йеном) и Брэнди Юэня – одного из легендарного «клана Юэней», в который также входят более известные на Западе Юэнь Ву-Пинг и Юэнь Чеунг-Ян.
Как и ожидалось, 13,5 миллиона долларов, вложенные в первый фильм, обернулись гигантскими барышами – сборы в мировом прокате составили более 200 миллионов, так что «зеленый свет» сиквелу дали мгновенно. Для продолжения бюджет увеличили вдвое, и до экранов вторая часть добралась ровно через год после оригинала, но прироста сборов не произошло, и более того, они упали – несмотря на то что сиквел практически не уступал предшественнику в драйве и был переориентирован на чуть более младших подростков.
Впрочем, собранных второй частью денег оказалось достаточно для того, чтобы в 1993 году, уже на спаде популярности черепашек (те, кто влюбился в них в середине 80-х, к этому времени уже выросли и переключились на новых кумиров), появился третий фильм – в нем четверку отправили назад во времени, в феодальную Японию. Даже преданные фанаты двух первых картин к триквелу, над которым студия Джима Хенсона уже не трудилась (известно, что Хенсон не очень жаловал «Черепашек» из-за обилия экшена), отнеслись прохладно, а ненавистники франшизы торжествовали – лишившись хенсоновского «кукольного» обаяния и существенно поглупев, «Черепашки-ниндзя» выпятили свою изначальную зацикленность пусть на мультяшном, но все-таки насилии.
«Черепашки-ниндзя 3» со скрипом, но окупились, однако на этом их «блокбастерная» история, по сути, закончилась. Планы на четвертый полнометражный фильм пришлось переработать в сериал – он появился в 1997 году, назывался «Черепашки-ниндзя: Новая мутация», и в нем у взрослых черепашек появилась «боевая подруга». Прожил он всего два сезона. Еще одна анимационная версия стартовала в 2003-м и продержалась на малых экранах шесть лет. Большие ставки делались на полнометражный мультфильм, вышедший в 2007 году и снятый в модной тогда эстетике more darker, more realistic, и хотя свой 34-миллионный бюджет он легко окупил, это был не тот результат, на который рассчитывали продюсеры. Тем не менее в прошлом году мультсериал пережил очередное перерождение – новая версия собрала на озвучке даже несколько звезд, включая Шона Остина и Джейсона Биггза.
Как видите, черепашки не сдаются и, как в анекдоте про наркомана в зоопарке, продолжают «ломиться» в приоткрытую дверь. Очередной рывок намечен на следующий год – полноценный ребут кинотрилогии от продюсера Майкла Бэя. И у него есть уже как минимум два козыря – 125-миллионный бюджет и Меган Фокс в роли пронырливой репортерши Эйприл О’Нил, помогающей черепашкам в их нелегкой борьбе с Шредером (отлично подобранный Уильям Фичтнер) и его прихвостнями. Ставит фильм Джонатан Либесман («Техасская резня бензопилой: Начало», «Инопланетное вторжение», «Гнев титанов»), и авторы уже обещали зубодробительный рукопашный экшен в стиле индонезийского «Рейда» и гонконгского «Кулака легенды».
Уже первые кинофильмы о черепашках-ниндзя славились весьма приличными для американского кино боевыми сценами, но в ребуте замах еще серьезнее – поединками занимаются Джонатан Юзебио (в его послужном списке экшен фильмов о Борне, «Не сдавайся», «Железного человека 2», «Неудержимых», «Конана-варвара», «Мстителей» и обоих «Росомах») и Дон Тай, член Ассоциации каскадеров Джеки Чана (он работал над «Неудержимыми 2», «РЭД 2» и «Нокаутом»). Так что как минимум классный экшен нам уже гарантирован, остальное – дело техники!