
Шоу несколько портит откровенно пустой финал, обрывающий сюжет на взлете, но впечатления от наблюдения за персонажами от этого ничуть не тускнеют – герои «Изгоя» интересны и нетривиальны
Шоу несколько портит откровенно пустой финал, обрывающий сюжет на взлете, но впечатления от наблюдения за персонажами от этого ничуть не тускнеют – герои «Изгоя» интересны и нетривиальны.
Небольшой городок на юге Калифорнии постоянно сотрясают странные случаи – его жители чаще, чем другие жители земли, подвергаются нашествию демонов, приводящему к одержимости. Местный священник, казалось бы, набил руку на ритуалах изгнания дьявола, но со временем оказывается, что зло не исходит из жертв, а лишь прячется внутри человека глубже и перестает себя проявлять. До определенного момента. Когда в город въезжает таинственный незнакомец, старые раны вновь открываются и начинают пугать горожан. Противостоять таинственному злу может только один человек – одиночка по имени Кайл Барнс, ему каким-то образом удается физически изгнать чуждую материю из тела жертв. Вот только молодой человек не желает заниматься экзорцизмом, ведь не всем спасенным удается затем вернуться к нормальной жизни.
Попав случайно на любой отечественный телеканал в разгар выпуска новостей, можно ужаснуться тому, какое огромное внимание сегодня в России уделяется религии во всех ее проявлениях. Попы освящают школы и ракеты, муллы агитируют идти на выборы, раввины проводят встречи с губернаторами и префектами – и это только в разделе «Политика и общество». А сколько религии в рубрике «Происшествия»! От ловли покемонов в храме и танцев на амвоне до свастик на стенах синагог – новости пестрят сообщениями, столь же далекими от божеского, сколь адронный коллайдер, ищущий доказательства отсутствия Творца. Иначе как «кризисом веры» такое медийное сумасшествие и не назвать, но в России оно неудивительно, ведь фактически страна повернулась к религии лицом лишь тридцать лет назад – в столь юном возрасте истерика неизбежна. Куда интереснее наблюдать за тем, как религия встраивается в современный мир в других странах, где не было резкой смены курса от храма к бассейну и обратно.
С этой точки зрения прошедшее лето отметилось сразу двумя значимыми телепремьерами. С одной стороны, зрителям предложили понаблюдать за эпатажным «Проповедником», ищущим бога с дробовиком в руке и в компании с болтливым вампиром, с другой – канал Cinemax предложил погрузиться в более аморфные и эфемерные миры, где Бог – не дед с бородой, сидящий на облаке, а дьявол не обязательно носит вилы и стучит копытами. Оба сериала так или иначе рассказывают о кризисе веры, зрителю лишь стоит выбрать, чей язык более понятен и близок.
Как ни странно, менее амбициозный «Изгой» оказался куда более глубок, чем можно было подумать. Сериал, так же как и «Проповедник», основывается на комиксе, но совсем молодом, еще только увидевшем свет. Отсюда и более современная трактовка веры, отсюда и более насущные проблемы, отсюда жесткость и драматизм, уместные именно сегодня, именно сейчас. «Изгой» получился многогранным и богатым на детали, даже если отбросить основную линию сюжета о борьбе Кайла с самим собой, зритель найдет в шоу немало интересного.
Блистательно продемонстрировано авторами разочарование местного священника в том, что, оказывается, его экзорцизм не стоит и выеденного яйца, что бог на самом деле не помогал ему, а банально отсутствовал во время ритуала. Зависть – один из семи смертных грехов – застилает священнику глаза, и он теряет связь со своей верой. Не менее удачно демонстрируются обычные жители, для которых воскресный поход в церковь превратился из акта преклонения перед Всевышним в дежурную повинность, которую стоит перетерпеть, и можно грешить дальше. То, с каким остервенением обыватели защищают привычный, пусть и дьявольский уклад, говорит об их кризисе четко и безапелляционно.
Но каркасом истории, развернувшейся на десять серий первого сезона, остается все-таки борьба Кайла Барнса. Причем противостоит он не столько силам зла, сколько своему представлению о хорошем и плохом. А авторы, заводилой у которых выступил Роберт Киркман, автор комикса о «Ходячих мертвецах», потрудились сочинить Барнсу такие условия, в которых задумаешься о Свете и Тьме. В своем противостоянии злу Барнс не раз оставлял жертв одержимости калеками или коматозными инвалидами – так стоит ли творить такое добро, от которого хочется умереть? И это при том, что со временем выясняется, что Кайл и сам часть вселенского зла, просто неуправляемая и своевольная.
Идея «Изгоя» блистательна, без всяких обиняков. В сериале нет ни одного проходного персонажа, который был бы однозначно плох или хорош, у каждого в копилке есть дурные поступки и такие дела, которыми можно гордиться. Однако весы стали склоняться на темную сторону, и городу срочно нужен свет. Подобно многим книгам Кинга, равновесие нарушается с появлением незнакомца, абсорбирующего собой все мрачное и гнусное в жителях городка. Беда «Изгоя» в том, что происходит это лишь к финалу сезона, и вместо кульминационной битвы Добра и Зла шоу тихонько «сматывает удочки», «делает ручкой» и удаляется в спячку на год. Если бы не эта недосказанность, сериал можно было бы назвать великолепным, а так – придется ждать нового рассказа о кризисе веры, заполняя пустоту расставания новостями из российских храмов и монастырей.