Залихватское кино об ограблениях, дружбе и непобедимых нёрдах, без которых не выгорит ни одно дело.
Мужчина с невыговариваемым именем Себастьян Шленхт-Венерт (его играет актёр Маттиас с тоже, в общем-то, непростой фамилией Швайгхефер) работает банковским клерком, а в свободные часы ведёт YouTube-канал о взломе. Однажды неудачливого блогера замечают профессиональные воры: они предлагают ему стать частью команды и вместе вскрыть серию легендарных сейфов, разбросанных по всей Европе. Правда, главной трудностью для Себастьяна помимо участия в первом ограблении станет ещё и адаптация в коллективе. Среди напарников у него целый набор чудо-кадров: безбашенный водитель Рольф (Гуз Кхан), циничная хакерша Корина (Руби О. Фи), очаровательная Гвендолин (Натали Эммануэль), в которую Шленхт-Венерт влюбляется с первого взгляда… и её парень-задира Брэд (Стюарт Мартин).
В хронологии новой нетфликсовской вселенной (запланирован даже аниме-сериал, так что отнеситесь, пожалуйста, серьёзно) «Армия воров» предшествует событиям «Армии мертвецов» Зака Снайдера и рассказывает о жизни очаровательного взломщика Дитера (здесь его ещё зовут Себастьян) до того, как он решил отправиться в Вегас с отрядом Батисты. Как и предыдущий фильм, это тоже heist-movie — залихватское кино об ограблениях, хитрых тактиках команды энтузиастов, решивших сорвать куш, и, разумеется, работе в коллективе. Правда, теперь почти без ходячих мертвецов: монстры бродят здесь разве что в телевизионном ящике и во снах вечно беспокойного главного героя. Вирус только начал распространяться, и Америка ещё не поняла масштабов проблемы, а воришки решают воспользоваться шумихой и провернуть дело жизни.
Остаётся только диагностировать, что потеряла франшиза после ретирования Зака Снайдера с поста режиссёра. С одной стороны, безумный экшен, причудливые визуальные решения и настоящую безжалостность (герои у него умирали ничуть не реже подростков из слэшеров). С другой — укачивающую ручную съёмку даже в простых диалоговых сценах и претенциозность. «Армия воров», срежиссированная самим Маттиасом Швайгхефером (можно считать этот фильм бенефисом), куда легковеснее и приземленнее. Теперь это не смесь зомби-хоррора, кино об ограблении, политической сатиры и ещё кучи других поджанров, сеттингов и проблем, а стандартный, в общем-то, heist-movie — эдакие слегка самоироничные «Друзья Оушена».
Себастьян и сам периодически комментирует происходящее в фильме. Дескать, у нас и команда как в кино, и план взлома мы обсуждаем в резвом клиповом монтаже — уютные, но, честно говоря, бессмысленные подмигивания тем, кто захочет назвать фильм шаблонным. Он такой и есть — незатейливый, простой, не взламывающий жанр, а долбящий кувалдой прямо по крышке сейфа, где запрятаны сценарии классики. Всех понятых и полублатных критиков «Армия воров» видала в гробу: её не нужно оправдывать (что она, впрочем, сама почему-то порой делает) и уж тем более пересказывать. Это по-выдающемуся бесхитростное кино, которое не нуждается в посредниках. По-своему уникальный опыт переживания виденного и слышанного уже сотню раз — повтори в сто первый эти же вещи в рецензии своими словами, и магия исчезнет.
Куда интереснее в «Армии воров», в общем-то, не содерберговский косплей. Даже в насквозь предопределённом сюжете Швайгхефер находит нечто общечеловеческое, умилительно искреннее и далёкое от шаблонов жанра. В первую очередь его фильм — ещё и ода гениям-невротикам, вечно сомневающимся в себе чудакам, которые обречены на неловкие попытки стать «своими» в кругу новых людей. У Себастьяна дрожит рука, он вечно сетует на возможный провал и не может вписаться в компанию старых товарищей. В банке, прямо на рабочем месте, на него кричит мерзкая старушка: Себастьян озирается на телевизор и видит на экране такую же даму — только уже зомби. Синдром самозванца накладывается на страх стать никем, одиозным обывателем с инстинктами и рвениями ходячего мертвеца.
Протагонист хоть и выглядит как кладезь комплексов, но у Швайгхефера к нему, очевидно, самые тёплые чувства. То ли потому, что они схожи характерами, то ли из-за того, что режиссёр сам исполняет эту роль. Или всё сразу. Сосредоточенный на самом себе и своих внутренних проблемах (а иногда ещё на девушке, которая ему нравится) гик, приходящий в восторг от архитектуры сейфов и музыки Вагнера, сменил самоуверенного Дэнни Оушена в дорогущих очках. Новым временам — новые герои.