Критика капиталистического общества в его самом примитивном и болезненном виде.
17 сентября Netflix разразился, пожалуй, лучшим сериалом сентября – «Игрой в кальмара». Красочный трейлер, вышедший двумя неделями ранее, сулил нам задорную резню и определенно заинтриговал всех, у кого долго маячили перед носом красные костюмы из «Бумажного дома». Только вот, в отличие от испанских собратьев, корейские надзиратели оказались безжалостны к своим заложникам.
Ги Хун (Ли Джон-джэ) – безработный отец сорока лет, которому скоро предстоит разлучиться с единственной дочерью. Однажды он получает визитную карточку, предлагающую ему авантюру с заманчивым призом в случае победы. Вместе с 455 другими азартными неудачниками, имеющими за плечами конские кредиты или пустые банковские счета, он оказывается в центре кровавой детской игры со смертельным исходом. Все действие сериала происходит в современной Южной Корее с ее социальным неравенством. Главный герой окружен общиной, которая не оставляет нас равнодушными – каждый из их поступков по-своему в нас отзывается.
Режиссер сериала Хван Дон-хёк («Суровое испытание») в интервью IndieWire объяснил, что хотел создать историю, которая была бы аллегорией или басней о современном капиталистическом обществе с экстремальной конкуренцией. Работа над проектом была достаточно кропотливой, и чтобы, например, написать сценарий к первым двум сериям, Дон-хеку потребовалось полгода, после чего он постоянно советовался со своими друзьями, чтобы улучшить качество материала. По итогу все старания смогли окупиться, по словам директора по контенту Netflix, у «Кальмара» есть все шансы стать самым популярным сериалом за всю историю платформы. Причем сам режиссер такого успеха не ожидал, и вряд ли он лукавит в этом вопросе, ведь в течение последнего десятилетия корейские сериалы продолжали доминировать в основном только на территории Азии.
Чтобы не дай бог не сглазить потенциальный выход второго сезона, стоит ради приличия упомянуть и очевидные минусы. Например, часть истории, которая связана с корейской полицией, не представляет вообще никакого интереса. В очередной раз она демонстрирует свою перманентную глупость и коррумпированность. Или, пожалуйста, скудные диалоги, которые звучат достаточно неестественно для людей, оказавшихся в такой патовой ситуации. Но, несмотря на это, у сериала все равно хороший бодрый темп, харизматичные персонажи и, как сейчас принято говорить у молодежи, эстетика настоящего реалити-шоу о нечеловеческой жестокости, смешанной с детством, что является отличной идеей для описания пропасти между злыми детьми (но детьми в первую очередь) и зрелыми взрослыми, которые в одночасье становятся трусливыми и жестокими подонками.
«Игра в кальмара» укореняет нас в нашей собственной истине: мы тоже получаем удовольствие от просмотра этого жестокого и некомфортного действия. Какой будет следующая игра? Кто выживет? Мы также выбираем своего фаворита и надеемся, что он пройдет как можно дальше. Но и это еще не все, в дораме в кои-то веки появляется обнаженная женская грудь. Не то чтобы это было очень необходимо, но Южной Корее давно пора было наконец-то осмелиться показать что-то кроме сотен хорошо сложенных мужских торсов. И какая же редкость увидеть в корейском сериале не корейского актера. Индиец Анупам Трипати заявляет о себе трогательной и доброжелательной наивностью, обличая корейское общество в недоверии к иностранцам, а также прекаризации и дискриминации рабочих-эмигрантов. Казалось бы, незначительные мелочи, но именно из таких радикальных решений и складывается успех этой головоломки.
Что касается визуального оформления, то оно здесь идеально симметрично и полностью обезоруживает зрителя, так как в играх на выживание зрительский глаз привык наблюдать более унылые декорации. Лабиринты лестниц с загадочными дверьми вообще напоминают безумную вселенную Тима Бертона, а синхронные движения солдат сопровождаются восхитительным саундтреком, который может любого довести до панической атаки.
В сериале также рассматривается психологическое манипулирование людьми перед лицом богатства. Как деньги влияют на наше поведение? Мотивация бедного человека стать богатым побуждает его совершать нерациональные поступки. Деньги могут оказывать большое влияние на наши мысли и поступки, при этом мы не всегда это осознаем. Стремление к богатству может затуманить моральные суждения и стать навязчивой идеей. Это все может показаться довольно пессимистичным, но тут и кроется вся прелесть – в грубой форме указать на устройство системы, в которой мы живем, где деньги покупают, определяют и позволяют все, где многие испытывают катастрофический недостаток в них, а другие их монополизируют, и несомненно, что нам придется свергнуть всю систему, чтобы не быть обреченными на поражение.