Фильм – участник основной программы Венецианского кинофестиваля выходит в российский прокат.
Рашель (Виржини Эфира) работает учительницей в школе. Помимо этого, она берёт уроки игры на гитаре. Там же, на занятиях, она знакомится с Али (Рошди Зем). Они начинают встречаться, целиком и полностью принимая друг друга. Мужчину не смущает, что его новая девушка исповедует иудаизм, сама же Рашель привязывается к дочери Али от предыдущего брака, Лейле (Калли Ферейра-Гонсалвес). Всё почти идеально, но со временем становится понятно, что даже самая заботливая и любящая женщина не сможет заменить Лейле родную мать.
Пятый фильм Ребекки Злотовски был впервые показан в основной программе Венецианского кинофестиваля 2022 года. Примечательно, что исполнитель одной из главных ролей, Рошди Зем, с другой картиной участвовал в той же программе как режиссёр, впрочем, обе ленты остались без наград.
Дословно с французского языка название картины переводится как «Чужие дети», что гораздо точнее, чем отечественная адаптация, «Грани любви», отражает происходящее на экране. Точный возраст главной героини так и не раскрывается, но ей где-то в районе сорока. За плечами не самый благополучный бездетный брак, но ребёнка она завести всё-таки хочет. Только не с кем. Можно с Али, но обоим очевидно, что они пока недостаточно хорошо знакомы. Семейный гинеколог (максимально неожиданная роль легендарного документалиста Фредерика Уайзмана) советует поторопиться и каждый месяц отсутствия беременности считать за год. Зато неожиданно беременеет младшая сестра Рашель, Луана (Яме Кутюр). Вкупе всё это создаёт нездоровый фон, осложняющий отношения главной героини с реальностью.
Во всём трезвомыслящую и рассудительную женщину добивает тоска дочери Али по матери, которая живет отдельно. И Али, и Рашель понимают, что не могут закрывать на это глаза, что счастье маленького ребёнка для отца превыше всего, а значит, быть вместе на постоянной основе у них не получится. Ждать же, пока девочка вырастет, просто-напросто неразумно.
Несмотря на постоянно искрящуюся на лице Рашель улыбку, она страдает. Из-за нереализованных профессиональных амбиций, из-за тупика в личной жизни, из-за утекающей сквозь пальцы молодости. «Грани любви» — редкая картина, где пресловутый «поиск себя» проходит не в путешествиях по миру или случайных связях с незнакомцами, а в проживании собственной, уже однажды выбранной жизни во всей полноте. Без дорогостоящих эксцессов, просто через отказ сидеть дома и опускать руки.
В самом начале фильма она показывает школьникам «Опасные связи» Роже Вадима по роману де Лакло. Звенит звонок, все вскакивают, досмотреть фильм не удаётся. «Чем всё закончится?» — спрашивает у Рашель один из учеников. «Во-первых, если вы читали книгу, то должны знать, а во-вторых, плохо, конечно», — с улыбкой отвечает учительница. Кажется, что это подсказка, но разве что со знаком минус — картина 2022 года разворачивается прямо противоположным образом. Времена изменились по сравнению как с XVIII веком, так и с 1960-ми. Для счастья уже не нужны ни дети, ни толпы любовников, ни работа мечты. Ещё никогда в истории согласие с собой не было таким одновременно и труднодоступным, и близким. Как иголка на поверхности стога сена — не надо никуда бежать и ничего переворачивать, нужно только очень внимательно смотреть.
На примере Рашель Злотовски демонстрирует не дорогу, а способ обретения внутренней свободы. Разумеется, не универсальный, но показанный настолько убедительно, что хочется верить в возможность им воспользоваться. Конечно, картина не лишена недостатков. Пульс сюжета местами совершенно не прощупывается, например, всё происходящее в школе забывается моментально, а полторы сцены секса вызывают скорее неловкость, чем что-либо ещё. Но направление режиссерской мысли не оставляет никаких сомнений, а рассудительно-добродушная интонация не может не подкупать.