Сай-фай остаётся одной из наиболее незыблемых эскапистских территорий, спасительным ментальным ковчегом, приглашающим на свой борт каждого. Выбираем десятку фаворитов жанра, прошедших проверку временем и наиболее выгодных в домашних условиях и новой реальности.
Ярчайший, живучий, оперно звучащий аттракцион с погонями, шутками и перестрелками, ироничным комментированием избранности, которой одержимы многие представители жанра (далеко не все в лучшую сторону). В 2263 году в машину такси падает гуманоидка Лилу (Милла Йовович) — вместе с водителем и бывшим солдатом Корбином (Брюс Уиллис) она хочет сбежать от одержимого и карикатурного злодея Зорга (Гэри Олдман), планирующего уничтожить Землю. И не забудьте про инопланетную арию Дивы Плавалагуны, один из наиболее отличительных эпизодов кино конца 90-х при подлёте к миллениуму.
Максимально полярным «Элементу» выступает неспешное, но достигающее оглушительного, гипнотического эффекта «Прибытие». В разных частях Земли в воздухе зависают загадочные гептаподы, внешне напоминающие семена подсолнуха. Лингвистке Луизе Бэнкс (грандиозная работа Эми Адамс) предстоит первой наладить контакт, избежав военных конфликтов и агрессии со стороны людей. Вышедший в США и России аккурат к избранию Дональда Трампа (ещё одного вестника апокалипсиса) фильм до сих пор пророческий: слышать друг друга и тем более «чужаков» здесь так и не научились. Но ключ по-прежнему, считает Вильнёв (и первоисточник Теда Чанга), в бесстрашной коммуникации и сознательном принятии будущего, каким бы невыносимо трагичным и полным скорби оно ни оказалось.
Если в нынешнем хаосе захочется совершить обряд мазохизма или выйти из зоны отсутствующего комфорта, то дорога будет лежать к терминалу культовой абсурдистской сатиры Гиллиама по лекалам и образцам оруэлловского «1984». Бюрократия, технократия, слежка, подтяжки лица, рыцарские латы, девы в беде, аресты, пытки и другие привычно-шокирующие ужасы антиутопической фантасмагории. Блестящая главная роль Джонатана Прайса; на втором плане Роберт Де Ниро.
Исправить ошибки прошлого, понаблюдать за молодостью отцов и детей, в который раз повторить заученные реплики Марти МакФлая (Майкл Дж. Фокс) и Дока Брауна (Кристофер Ллойд) — представители нескольких поколений возвращаются к классике Земекиса по совершенно разным причинам, кроющимся в ностальгии, позабытых ощущениях новизны и переизбытка чувств. Судьба непредсказуема, но здесь рады любой её вспышке, давно полюбившейся и каждый раз по-новому удивляющей.
Ещё одна классическая история, бонусом для которой станет семейный просмотр с самыми близкими. У прибывшего на Землю инородного существа, в отличие от сородича ксеноморфа несколькими годами ранее, намерения действительно мирные — правда, не все их способны распознать. Дети и взрослые пытаются доставить специалиста по ботанике И-Т домой в обход правительства и NASA. Что было чужим, станет пригретым на сердце, окажется удивительным опытом и обретёт зрительскую любовь на десятилетия вперёд.
В сочетании научной фантастики и мелодрамы имеет место быть риск перенагрузки на один из жанров — а вместе с ним уход в пространные размышления, излишнюю сентиментальность или схематизм. Но Гондри и сценарист Чарли Кауфман сбалансированно спускаются в подвалы воображения, рассказывая о добровольной амнезии бывших возлюбленных Джоэла (Джим Керри) и Клементины (Кейт Уинслет). Вынесенная в название строчка из стихотворения поэта Александра Поупа суммирует двух нескладных людей, их притяжение и отторжение, обретённые и растраченные чувства, побег от себя к себе же.
Два предельно разных целых одной истории — о мечтающих видеть сны андроидах и ускользающей идентичности. Детектив Рик Декард (Харрисон Форд) охотится за сбежавшими из колоний репликантами и влюбляется в одну из представительниц взбунтовавшейся расы. Спустя 35 лет после релиза оригинала Вильнёв не бросается конкурировать со Скоттом или писателем Филипом К. Диком. Взамен постановщик по-своему воскрешает неонуар, предлагает несколько уважительных расширений с наслоением новых персонажей и сеттингом, головокружительными операторскими планами Роджера Дикинса (первый долгожданный «Оскар»).
Прощаться с потрясшим всех XX веком имеет смысл в таких же ошеломительных масштабах. Сёстры изначально задумывали (а некоторые фанаты почти сразу догадывались) историю Нео (Киану Ривз), его дискомфорта от реальности и принятия красной таблетки как метафору трансгендерного перехода. Особых поборников нравственности в этой трактовке не устраивало практически всё: хейт и вой о злой повестке распространялись как на последующие в 2003-м сиквелы, так и на реанимацию в виде четвёртого фильма (одной из самых воодушевляющих и забавных лав-стори за последние годы). Наследие оригинала, включённых в него Бодрияра с белым кроликом и уклонением от пуль в любом из случаев непоколебимо. Нео всё ещё избран, война с иллюзиями и агентом Смитом по-прежнему продолжается.
Кино, разделившее даже ярых поборников режиссёра, до сих пор остаётся одной из самых амбициозных историй о космосе, преодолении, одиночестве и возвращении. На Земле засуха, команда NASA решает отправиться искать подходящую для жителей планету и заново открывает для себя необъятность Вселенной. Один час равен семи земным годам, мемы вечны, память человечна. В рамках увлекательной трёхчасовой семейной терапии «Интерстеллар» всё ещё работает безотказно.
Вневременной шедевр Стэнли Кубрика (которым отчаянно хотел казаться Нолан) расширил сознание аудиторий и ещё в далёком 1968-м предвосхитил все последующие попытки режиссёров объяснить Вселенную — вкупе с демоническим роботом-помощником Хэлом 9000, монолитом и борьбой доисторических людей. «Космическая одиссея» потребует большого экрана, но даже в родных стенах, при первом или повторном просмотре, поразит и освободит воображение.