Собрали для вас экшен-фильмы из 80-90х, которые радовали зрителей тогда и не перестают радовать сейчас. От научно-фантастической классики Джеймса Кэмерона до комедийных кунг-фу боевиков Джеки Чана.
Голливудские боевики 90-х сложно представить без имени Шейна Блэка, сценариста, мастера бадди-муви (то есть «фильмов о напарниках») и любителя повернуть известные киноштампы вспять. Его перу принадлежит культовая тетралогия «Смертельное оружие», постмодернистский «
За громкими именами Брюса Ли и Джеки Чана у нас частенько забывают об ещё одном великом гонконгском мастере боевых искусств (и кино) — Джете Ли. «Однажды в Китае» — наверное, главный его хит и фильм, который постоянно входит во все списки лучших экшен-картин всех времён. Здесь Ли играет народного китайского героя, Вонг Фей Хунга, который на закате XIX века пытается защитить родную страну от западной экспансии. Конкретно — он хочет спасти девушку, которую предприимчивый торговец продал западным гостям в бордель. «Однажды в Китае» — настоящий памятник гонконгскому экшен-кино, фильм с потрясающей хореографией, который просто не мог устареть: сейчас ничего подобного в принципе не снимают.
Мартин Брест — режиссёр многоликий. Две его самые известные работы мало чем похожи друг на друга: с одной стороны, он автор культового комедийного боевика «Полицейский из Беверли-Хиллс», с другой — постановщик оскароносного «Запаха женщины». «Успеть до полуночи» расположился где-то между и немного в тени своихпопулярных собратьев. Но это тоже классное кино, динамичное бадди-муви в лучших традициях жанра. Главный герой здесь (его, кстати, играет сам Роберт де Ниро) — частный детектив, специализирующийся на поимке беглых преступников. Ему предлагают найти некоего «Герцога», который украл у мафии порядочную сумму, и сулят за это аж сто тысяч долларов. Но есть подвох: «Герцог» боится самолётов, так что герою приходится везти заключённого, за которым гонятся гангстеры, ФБР и другие детективы, через всю Америку.
Параллельно с фильмами о боевых искусствах в Гонконге развился ещё один, весьма специфический тип экшен-кино. Режиссёр Джон Ву назвал его «ган-фу»: название отражает то, что хореография в таких фильмах соседствует с активным использованием огнестрельного оружия (в отличие от фильмов того же Брюса Ли).
«Круто сваренные», пожалуй — лучший образец этого жанра: брутальный боевик о полицейском, который в одиночку решает уничтожить криминальные «триады», ведь коррумпированная полиция уже не в силах справиться с преступниками. Гвоздь программы — великая однодублевая экшен-сцена, где в течении нескольких минут подряд пара героев красиво разносит орды врагов.
Джеки Чан — не просто так одно из главных лиц боевиков 80-90х. Он не только крутой мастер боевых искусств, но ещё и очень талантливый кинематографист: ведь мало сделать безумные трюки, надо их ещё правильно уметь показать на экране. Чан в своих режиссёрских работах делает и то, и другое. Его стиль, пожалуй, ближе всего к гениям немой эры. Конкретно, к Бастеру Китону, ещё одному фанату смертельно опасных сцен и физического юмора (а ведь, при всём обилии экшен-сцен, кино Джеки ещё и очень смешное).
На экране он прыгает с невообразимых высот, ломает руки, ноги и череп: всё ради того, чтобы зритель перед экраном обомлел от проработанности и сумасшедшей хореографии боевых эпизодов. Из всех работ Чана мы выбрали «Полицейскую историю» — одну из самых собранных и впечатляющих его картин. А уж дальше можно пойти и по всей фильмографии гонконгского мастера. Где почти все ранние фильмы — в той или иной степени шедевры.
Вернёмся к Джону Ву: он один из немногих азиатских авторов экшен-фильмов, которые с успехом продолжили работать в Голливуде. Самая известная его заокеанская работа — очевидно, «Без лица» с Кейджем и Траволтой, но до этого у него уже была «Трудная мишень». Адреналиновый экшен с тогда ещё восходящей звездой Жаном Клодом Ван-Даммом, который играет отставного пехотинца — незнакомая девушка нанимает его, чтобы расследовать исчезновение отца. Вскоре герой узнаёт, что в округе некие богачи-садисты устраивают охоту на живых людей (и отец девушки стал как раз их жертвой), и автоматически становится их новой мишенью. Поверьте, никто в мире не снимает экшен, как Джон Ву — и уж точно никто так не снимает взрывы в слоу-мо. Хотя бы ради этого «Трудную мишень» стоит посмотреть.
В случае «Музыканта» особенно удивительно, что кино ни на день не устарело — ведь оно и по меркам того времени было совсем не новаторским. Более того, жутко дешёвым. Свой дебют Роберт Родригес снимал за жалкие 7 тысяч долларов: в Голливуде этого не хватит даже на пять минут рабочей смены. Но именно из ограничений родилось великолепие «Музыканта»: тут каждый кадр, почти буквально, на вес золота (зря тратить плёнку Родригес не мог), здесь всё решается максимально изобретательно и не так, как принято — потому что у авторов не было денег на «так, как принято». Даже спустя 28 лет «Музыкант» остаётся ярким примером того, как даже со скромным бюджетом можно снять отличный боевик, который не только прославит своего автора, но и крепко войдёт в историю кинематографа.
Потрясающий боевик с оригинальной концепцией. Здесь главные герои оказываются в очень необычной ловушке — автобус, в котором они находятся, прячет в себе дистанционно управляемую бомбу, которая автоматически взорвётся, если скорость транспортного средства упадет ниже восьмидесяти километров в час. Соответственно, времени на размышления и паузы нет. «Скорость» целиком про движение, адреналин, непрекращающийся драйв. Любая остановка — смерть, любое драматургическое промедление просто невозможно. Фильм Яна де Бонта запустил моду на экшен-кино, чьё действие целиком происходит в каком-либо транспорте, но никто так и не смог переплюнуть оригинал. Даже сам де Бонт — в откровенно провальном сиквеле.