Второе "Паранормальное явление" оказалось вполне органичным продолжением первого фильма: снятое в той же псевдодокументальной манере, оно иногда пугает, иногда нагоняет скуку, но практически ни разу не теряет убедительности.
Сестра Кэти (главной героини первого «Явления») и ее супруг возвращаются с новорожденным Хантером домой, где их ждут дочка мужа от первого брака, няня-филиппинка и добродушная немецкая овчарка… Некоторое время спустя их запертое изнутри жилище громят какие-то особенно изворотливые вандалы, после чего семья решает установиться по всему дому камеры. Еще некоторое время и ряд странных проишествий спустя становится ясно, что дом разгромили не вандалы. Однако пока дочка гуглит полтергейста, а молодая мать вспоминает свою тревожную юность – отец семейства упорствует. Дверь захлопнулась из-за сквозняка.
В процессе работы над сиквелом прошлогодней хоррор-сенсации главной задачей продюсеров было – выражаясь в терминах общепонятных – не налажать. Показательным примером того, как не надо, должна была послужить вторая "Ведьма из Блэр", можно сказать, на корню загубившая многообещавшую франшизу. Перестраховываясь, студия Paramount, позвала в исполнительные продюсеры Акиву Голдсмана ("Оскар" за сценарий к "Играм разума") и наказала ему проследить за новым режиссером Тодом Уильямсом. Чтобы тот не поддался соблазну выйти за рамки, надо полагать, скучного в производстве "псевдодокументального жанра", а заодно и более чем скромного бюджета.
И в целом, вся эта система художественно-воспитательных сработала неплохо: второе "Явление" смотрится не только органическим продолжением первого, но и вообще настолько тесно переплетено с оригиналом, что зритель его не видевший рискует остаться после просмотра второй части в большом недоумении.
При этом, второй фильм существует и по всем законам сиквела: здесь мы имеем больший дом, большее число действующих лиц, значимые камбеки (причем сразу всех героев первого фильма числом две штуки) и даже кое-какое развитие истории. Впрочем, последнее происходит в русле вполне классическом: поселившиеся в доме темные силы метят, понятное дело, в младенца, – в известном смысле второе "Явление" можно считать современным (и посткризисным) переосмыслением спилбергова «Полтергейста» /Poltergeist/ (1982). Оператора сменила система домашнего видеонаблюдения, неуклюже нарисованные спецэффекты эволюционировали в пользу ловко спрятанных веревочек, а гробы, которые у Спилберга выплывали из выкопанной под бассейн ямы, уступили место то и дело выпрыгивающему из уже отстроенного бассейна очистителю. Оказался принесен в жертву времени и хэппи-энд. Причем, это не спойлер – ленту предваряет уже знакомый нам по первому фильму титр о том, что все пленки любезно предоставлены…
Кстати, и пугает "Явление 2" ровно по тому же принципу, что и его предшественник, а именно за счет предварительного нагнетания узнаваемого бытового однообразия. На практике прием снова имеет эффект амбивалентный: камеры жужжат, собака ворочается, героиня листает свой журнал – и только зритель мечется. Ему уже бояться или еще скучать?