Необязательный второй сезон сериала о пионерах-вампирах: теперь в школе и без текста Иванова.
В 2021 году состоялась премьера «Пищеблока» — экранизации одноименного романа Алексея Иванова. И первоисточнику, и адаптации удалось соединить нотки ностальгии по СССР, подростковые интриги и едкую критику системы. Прилежные пионеры — вампиры, а коммунизм, соответственно, потихоньку высасывает кровь граждан. Сравнивать книгу с сериалом едва ли хотелось: второй выступил красочным дополнением первой. Казалось бы, страницы произведения закончились, а значит, можно поставить точку и для шоу. Но создатели решили не останавливаться на достигнутом и пойти дальше. Только на этот раз без Иванова и литературного подспорья.
Если действие первого сезона происходило в пионерском лагере «Буревестник» в 1980 году, то вторая глава разворачивается спустя три года в родном городе Валеры Лагунова (Пётр Натаров). Напомним, что в финале предыдущего сезона юноше пришлось самому стать стратилатом (главным вампиром). Теперь школьник борется с инстинктами и делает все, чтобы не навредить окружающим. В этом ему помогают старый товарищ Игорь Корзухин (Даниил Вершинин) и любимая девушка Анастасийка (Мария Абрамова). Вскоре в городе появляется новый вампир и его «тушки» (иными словами, слуги кровопийцы), а значит, все вновь в опасности.
Продолжить съемки сериала, который был адаптацией книги, без первоисточника — дело заведомо рискованное. На самом деле у авторов «Пищеблока» были тузы в рукаве, чтобы повторить успех, — как-никак шоу успело собрать фанбазу, а концовку романа можно назвать открытой. Но, как оказалось, текст был для сериала необходимым фундаментом, без которого история, подобно обветшалому дому, разваливается на кусочки. В первую очередь это касается сеттинга. Лагерь являлся центром притяжения, местом, задающим настроение. Все эти страшные истории перед сном, умывальники на улицах, линейки, неловкие прикосновения и тайные свидания вожатых имели особое очарование. Иванов скрестил романтизацию эпохи с элементами хоррора, а сценаристы идеально перенесли сочетание на экраны. Второй сезон заметно проигрывает первому: в центре сюжета теперь должна быть школа, но на самом деле герои много времени проводят вне учебного заведения. Да и дух Советского Союза в сериале больше не ощущается. О прошлом периоде страны свидетельствуют разве что значки на форме школьников.
«Пищеблок» и раньше сравнивали с «Очень странными делами», в первую очередь из-за ностальгии по 80-м. Но на этот раз авторы позаимствовали чуть больше фишек у ребят из Хоукинса. Речь и об афише, которая подозрительно похожа на постер хита Netflix, и о характерном саундтреке, вызывающем соответствующие ассоциации. Но попытка воссоздать флер популярного мистического шоу не увенчалась успехом. У второго сезона «Пищеблока» нет двух главных составляющих подобных историй: ярких персонажей и ностальгического ореола.
«Пищеблок» был не просто увлекательным рассказом о кровожадных существах, а опусом о взрослении. Валерка слишком рано сталкивается с потерей близкого (в первом сезоне мальчик переживает смерть брата), а в «Буревестнике» и вовсе обнаруживает, что детство кончилось. Лагерь, а вместе с ним и весь мир, больше не безопасное пристанище, а место, полное трудностей, недоброжелателей и насилия. Довольно простая мысль была помещена в жанровый сюжет о вампирах (впрочем, кажется, большинство историй о хладнокровных так или иначе вращаются вокруг мотива coming of age). Но тонкая нить между прощанием с нежными годами и борьбой со сверхъестественными существами во втором сезоне утеряна. Талантливому Петру Натарову больше нечего играть. Сценаристы пытаются придумать для героя новые препятствия и поводы для самобичевания, но, увы, обращаются к заезженным тропам — сюжетная линия Анастасийки выглядит актом отчаяния и желанием хоть как-то сдвинуть повествование с мертвой точки.
На момент написания рецензии вышло всего три серии — слишком мало для окончательных выводов и достаточно для первых впечатлений. У сериала все еще есть шанс удивить и напомнить, чем советское полотно о юных пионерах и вампирах полюбилось публике два года назад. Сейчас же складывается ощущение, что все идеи, словно жертвы вампиров, обескровленные. Лагунову — выдержки перед соблазнами, зрителям — терпения, «Пищеблоку» — скорейшего «выздоровления» и заслуженного финала.