С 10 ноября в прокате стартует новая картина сай-фай-кудесников Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона «Сверхъестественное. Знаки» — причудливая псевдодокументалка о парящей пепельнице и поисках следов внеземной цивилизации в дешевой квартирке в Лос-Анджелесе.
Друзья, коллеги, родственные души и самобытные кинематографисты уже 10 лет выстраивают собственные миры с черными дырами, мультивселенными и парадоксами времени и пространства, которые практически всегда умещаются в одной комнате. Мы поговорили с режиссерами о поисках конспирологии, «Секретных материалах» и о том, почему же так здорово снимать фильмы с друзьями.
Удивительно, но, несмотря на финал, ваш фильм мне показался очень оптимистичным и к тому же очень реалистичным. Конечно, речь идет не о паранормальных вещах, пепельницах и привидениях, а о динамике взаимоотношений. Диалоги потрясающе живо написаны, начиная со сцены знакомства героев. Не могу не задаться вопросом: а вы помните, как вы познакомились и каким было первое впечатление друг о друге?
Джастин Бенсон: О, мы познакомились, будучи стажерами в продюсерской компании в Лос-Анджелесе. И мы встретились за стойкой в приемной. И я помню, как подумал, что это знакомство куда-то приведет, мне показалось, что Аарон действительно славный парень.
Аарон Мурхед: Я помню, он жил в Сан-Диего и Южной Калифорнии какое-то время. Так что он вроде как «показал мне веревки» (идиома show the ropes означает «ввел в курс дела». — прим. ред.). И я помню, как подумал, что он, наверное, самый крутой парень, как по мне.
Джастин Бенсон: Вау.
Было ли сложно найти общий язык в работе? Вы проходили через этап притирки или сразу поняли, что «родственные души»?
Джастин Бенсон: Я думаю, что с самого начала нам было очень легко работать вместе. Да, нам всегда очень легко работается вместе. Наверное, лучше, чем большинству… Знаете, в кинопроизводстве сразу видно, когда дела идут не очень. (Смеются.)
Аарон Мурхед: Ну вот вы и вычислили, что и такое у нас бывало.
У нас есть компания под названием Rustic Films (можно перевести как «Колхозное кино». — прим. ред.). И у нас есть слоган компании, который гласит: «Делай кино с друзьями». И забавно то, что мы начали снимать фильмы как друзья с кучей нашей друзей в Лос-Анджелесе, потому что… Нам приходилось. Мы не могли позволить себе топового гаффера или кого угодно еще. И тогда понимаешь, что на самом деле ваши друзья — лучшие люди, с которыми можно снимать кино. И со временем мы прошли полный круг: как вы знаете, мы снимали фильмы, которые становились все больше и больше, больше и больше. И вернулись обратно к началу и сделали наш самый маленький фильм со всеми нашими друзьями «Что-то в земле» (локализованное название «Сверхъестественное. Знаки». — прим. ред.). И, кстати, ощущается он камерным только по методу производства. Всего несколько друзей.
Но иногда, исходя из моего личного опыта, работать с друзьями тяжелее, чем с коллегами, из-за отсутствия дистанции. Обстановка рискует стать очень эмоциональной. Ваш главный совет: «делай кино с друзьями», а есть у вас какие-то секреты и лайфхаки, как достигнуть компромисса и преодолеть противоречия на площадке?
Аарон Мурхед: Не то чтобы у нас были компромиссы.
Джастин Бенсон: Да, действительно, это не назовешь компромиссами. Совершенно очевидно, что люди могут достичь гораздо более осмысленных результатов как группа, работающая вместе, а не по отдельности. И если ты можешь… если все могут просто начать разговор, проработать момент и сказать: это мне не нравится и это мне не нравится, а на самом деле нравится то и то, тогда все сложится.
Дело даже не в том, чтобы задвинуть свое эго в сторону. Если у каждого просто будет желание начать диалог с другими, тогда… Я не думаю, что это компромисс. Работа как чехарда между вашими идеями с целью прийти к лучшей на финише.
Аарон Мурхед: Да, если мы когда-нибудь не соглашаемся, то довольно быстро понимаем, что ни у кого из нас нет правильного ответа. И в 100% случаев мы в конечном итоге находим третий вариант, который не находится посередине между двумя. Это абсолютно другое решение, которое приводит нас обоих в восторг.
Вы делали DIY фильмы, ездили на фестивали, работали на огромных студиях… Когда вы поняли, что больше не любители, которые снимают кино на заднем дворе, а стали настоящими профессионалами?
Аарон Мурхед: Когда я учился классе в седьмом, мне было 12 лет. Я потратил все свои накопленные деньги, чтобы купить камеру и штатив. И в тот момент я был убежден, что я профессиональный режиссер. (Все смеются.)
Отлично, звучит просто отлично. Никакого синдрома самозванца!
Аарон Мурхед: Да я шучу. Мы все еще любители.
Думаю, после выхода «Знаков» никто не сможет назвать вас любителями: фильм отлично смотрится в паре с вашей дебютной «Ломкой» как две точки маршрута.
Сейчас большая часть поп-культуры основана на возвращениях к знакомому и любимому. У вас никогда не было желания сделать ребут, ремейк, сиквел, приквел какой-нибудь франшизы, сериала, шоу или, может, даже видеоигры? Чего угодно.
Аарон Мурхед: Самим сделать ребут?
Да, может быть, «Секретных материалов»?
Джастин Бенсон: Круто. «Секретные материалы».
Аарон Мурхед: Есть видеоигра под названием Control. Из нее бы вышла очень и очень интересная новая версия «Секретных материалов». Control гораздо более межпространственный и космический. Но игра выпущена финской компанией. И она очень зрелищная. Ну как идея.
Джастин Бенсон: Да.
Аарон Мурхед: К тому же мне просто нравится играть в нее как в видеоигру. Так что кто знает, может быть, вышло бы и шоу?
Я спросила про «Секретные материалы» не только потому, что в «Сверхъестественном» упоминаются Малдер и Скалли, но, как мне кажется, у сериала и вашей своеобразной киновселенной общая логика нарратива — своего рода паранормальная карта США. Вы снимали в Новом Орлеане, в индейской резервации, сейчас — в Калифорнии: нет мыслей, куда отправитесь дальше? Может, в Новую Англию — о ней Ливай говорил в «Знаках»?
Джастин Бенсон: Я сейчас читаю «Провиденс» Алана Мура. Что куда ближе к Новой Англии, чем здесь. Это своего рода исследование историй северо-востока Штатов, и довольно глубокое… Не знаю, вроде доклада местного смотрителя. Вопрос заставил меня задуматься об этом: у нас ничего нет в подобном сеттинге, но может быть… Мы думали о, возможно, Рино в штате Невада.
Аарон Мурхед (Кивает.): Да.
У меня есть смутное желание в какой-то момент снять что-нибудь во Флориде. Но пока совсем нет на это времени. Я просто хотел бы — именно там я вырос. И это место такое странное. Очень странное. Там происходит какое-то зловещее дерьмо, и я чувствую, что во Флориде нам есть чем заняться.
Круто. Будем ждать!
Подозреваю, что во время подготовки к съемкам «Знаков» вам пришлось перебрать множество конспирологических теорий, чтобы придумать свою. У вас появилась любимая? Я не имею в виду, верите вы в конспирологию или нет, а именно с мифологической точки зрения, как городская легенда на бумаге или что-то в этом духе.
Аарон Мурхед: Я помню одну, которую я раскопал несколько месяцев назад, об острове Эллис. Согласно этой теории все помнят, что статуя Свободы в Нью-Йорке находилась на острове Эллис. Но на самом деле это не так, есть куча странных фотографий с людьми, позирующими на острове Эллис, но ни перед чем. Там просто ничего нет. Они как бы указывают на небо. И говорят, что это свидетельство существования мультивселенной — в другой вселенной, представляете, перенесли статую на остров Свободы. И, кстати, я помню, как был у статуи Свободы. Если кто-то спросит меня, где это было, я отвечу: на острове Эллис. Но это не так!
Эффект Манделы в действии?
Аарон Мурхед: Да, это определенно эффект Манделы.
И у меня остается время на последний вопрос. Когда мой друг, который еще не видел «Сверхъестественное. Знаки» спросил, о чем фильм, я подумала, что довольно сложно кратко объяснить суть, и сказала, что это социальная пропаганда о вреде курения. Курение в фильме буквально убивает. (Все смеются.)
Я бросила курить примерно год назад, но весь сеанс думала о сигаретах, потому что герои курят практически в каждой сцене. В конце, конечно, желание отпало. Скажите, а вы курильщики, бывшие курильщики, какой у вас статус и взаимоотношения с сигаретами? (Курение вредит здоровью. — прим. ред.)
Джастин Бенсон: Мы не курильщики. И никто из нас никогда не был. (Аарон кивает.) Да, мы не бывшие курильщики, и нам не приходилось проходить через это. Извините. Наверное, было тяжело!
Аарон Мурхед: Есть одна довольно маленькая и глупая причина, по которой в фильме было много курения. Визуально это позволяло добавить огромное количество дымки, что, когда у тебя нет приличного бюджета, делает картинку раза в два лучше. И к тому же в этом был коммуникативный аспект. Двое делят сигарету, и, знаете, появляется что-то, что сближает незнакомцев: предложить сигарету другому или решить сейчас не курить.
Или, знаете, есть еще сцены в фильмах, где кто-то берет у другого последнюю сигарету, это же вообще что-то значит?
«Сверхъестественное. Знаки» в прокате с 10 ноября.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.