Несколько несобранная и чрезмерно эмоциональная, но трогательная молодежная история о молодом человеке, попавшем под обаяние незнакомки и забывшем о том, что уже счастлив
Несколько несобранная и чрезмерно эмоциональная, но трогательная молодежная история о молодом человеке, попавшем под обаяние незнакомки и забывшем о том, что уже счастлив.
Молодой музыкант Артем живет беззаботной жизнью московского хипстера – днем катается на скейте в парке, а вечером учится в консерватории, в просторном светлом доме пару ему составляет серьезная девушка Аня, будущая журналистка. Вроде бы все здорово, но случайная встреча с открытой и независимой Лилей вдруг переворачивает представление Артема о мире – он с головой погружается в странные творческие эксперименты новой подруги и ее старшего брата Захара. Проходит совсем немного времени, и Артем сближается с Лилей и отталкивает от себя Аню, но с этого момента все радости жизни становятся ему недоступны. И повернуть события вспять он не может – только теперь, потеряв настоящую любовь, молодой человек понимает, что еще совсем недавно он был абсолютно счастлив, но все разрушил собственными руками.
Проблема связи поколений в кино – одна из самых сложных, ведь снимают фильмы обычно весьма возрастные постановщики по сценариям заслуженных мэтров, и даже если лента рассказывает о чувствах и эмоциях юных, выглядит это зачастую фальшиво, наигранно и неловко. С другой стороны, кто же позволит о мучающих молодежь вопросах снимать самой молодежи? Их ведь не проконтролируешь, не отцензурируешь, человеку за сорок будет просто непонятна половина из того, о чем говорит молодое поколение. Смельчаки, однако, находятся и с одной, и с другой стороны, и пример тому драма «Я счастлив», написанная, сыгранная и снятая людьми, едва расставшимися с возрастом, который принято называть нежным.
Получилось весьма любопытно и как минимум нестандартно. Да, у ленты множество огрехов, сценарий не всегда действенен, ситуации порой натянуты, а герои не во всем понятны, но зато картина берет зрителя небывалой энергетикой, эффектной работой операторов и актерским старанием. Особый заряд чувствуется в каждом кадре – даже самые темные эпизоды словно подсвечиваются изнутри, действие здесь немыслимо без музыки или разговоров на необычные темы. В «Я счастлив» много улыбок, воздуха и секса – это именно то, чем подпитывает себя молодежь сегодня, да и всегда, впрочем.
Основную канву сюжета не назовешь оригинальной: молодой человек уходит от преданной синицы за журавлем, а когда теряет и то и другое, силится исправить свои неумелые шаги. Но у этой простоты есть две стороны – можно воспринимать ее как дань уважения классическим сюжетам и театральным схемам, а можно, как герои фильма, увлечься текущим моментом, не оглядываясь назад, не заглядывая вперед и не вращая головой по сторонам. Только здесь и сейчас, только ванна и бокал шампанского, только старая пишущая машинка и проектор с программой о животных, только он и она и видеокамера рядом.
Другая претензия к сценарию и даже постановке – не самая умелая работа с образами. Нет, авторам фильма удалось показать четырех совершенно различных по темпераменту, стремлениям, мировоззрению людей, но они, к сожалению, не всегда понятны, а их поступки не всегда очевидны. Точнее, они слишком очевидны, и это отдает нарочитой театральностью и даже какими-то нравоучениями, словно создатели «Я счастлив» рисуют воображаемую стрелку над героем и подписывают: «Это плохо. Так не делай» или «А вот это хорошо! Будь как Артем!». Можно списать это на юношеский максимализм, на желание отыграть каждый полутон на всю катушку, но в будущем такая настойчивость может повредить и сценаристам, и режиссеру, и актерам.
Кстати, обязательно нужно упомянуть, что «Я счастлив» создан весьма компактным коллективом – в кадре мы по большому счету видим только четырех человек, причем одна из девушек – Александра Верхошанская – является соавтором сценария, а Евгений Дакот не только сыграл роль Артема, но и выступил режиссером, сосценаристом и продюсером проекта. Отважно и впечатляюще, но срабатывает такой фокус не больше одного раза – далее Евгению придется расширять группу единомышленников, иначе он так и не сможет выбраться за пределы комнаты, где оказывается украден у счастья его герой.
Порекомендовать этот фильм кому-то для однозначного просмотра крайне непросто. Это явно кино не для старшего поколения – о своих детях и внуках из «Я счастлив» они ничего не поймут и не смогут сделать никаких выводов. Для молодежи, наоборот, лента не рассказывает ничего нового – ну кто из нас в юности не влюблялся, не терял голову, не сожалел о поспешных поступках и вскользь брошенных словах? С этой точки зрения кино похоже на хронику нескольких дней жизни вас или вашего знакомого – так на что же тут смотреть? Одно совершенно однозначно: «Я счастлив» подходит тем, кто считает себя несчастным в данный текущий момент. Вот эти люди должны посмотреть на выбирающего между Аней и Лилей Артема и сказать: «Братан! Да я на твоем фоне счастливчик!»
С 8 марта в кино.