Из-за своих всклокоченных волос Даг Лайман даже в лучшие дни выглядит расхристанно. Сегодня же он и вовсе похож на пациента психушки – безумные глаза и топорщащиеся во все стороны давно не стриженные лохмы. Но так как он только что вместе с Томом Крузом приземлился на вертолете на одну из главных лондонских площадей, ему можно простить не очень подходящий для интервью внешний вид
«Я еще ни разу не снимал такое кино. Мне не с чем его сравнивать», – рассказывает постепенно приходящий в себя после полета режиссер. Неожиданное признание одного из ведущих голливудских создателей экшена, который отправил Джейсона Борна на войну с ЦРУ в «Идентификации Борна» и породил «Бранджелину», когда поставил нелепых, но головокружительных «Мистера и миссис Смит».
Впрочем, «Грань будущего» – и в самом деле совершенно иное кино. Основанный на повести японца Хироси Сакурадзуки «Все, что тебе нужно – это убивать» (это также раннее рабочее название картины), новый фильм Лаймана – это фантастический военный боевик, любовная история и «День сурка» в одном флаконе. Лишь немногие режиссеры могут смешать столь гремучий коктейль, и когда студия Warner искала постановщика, она сделала ставку на проверенную лошадку.
«Я ищу проекты с большими коммерческими перспективами, но также с возможностью рассказать интересную историю о духовной эволюции персонажа, – рассказывает Лайман. – Если бы Warner хотела снять банальный фильм об инопланетном вторжении, она бы ко мне не обратилась. Наше же кино – это фильм о вторжении, но также о любви и о путешествии во времени. Поэтому у него нет прямых аналогов. “Мост через реку Квай” ближе всего по духу, и я изучал его, прежде чем начать съемки. Но по сюжету наш фильм ничуть не похож на “Мост через реку Квай”!»
Сегодняшняя вертолетная сцена, из-за которой власти с утра пораньше в воскресенье перекрыли Трафальгарскую площадь, – это эпизод, в котором персонаж Тома Круза, подполковник Билл Кейдж, узнает, что его посылают на фронт мировой войны землян с «мимиками» – инопланетянами, которые пытаются уничтожить нашу планету. Прибыв на поле боя, Билл погибает всего через несколько минут… и переносится в начало последнего дня своей жизни. Он обречен вновь и вновь повторять этот день, пока не сможет победить врагов.
«Грань будущего» – это не совсем камбэк, но все же новый рассвет для Лаймана, который позволил зрителям забыть о своем умении снимать яркие и нестандартные боевики, когда выпустил подряд несфокусированную подростковую фантастику «Телепорт» и мрачную шпионско-политическую драму «Игра без правил».
Работа над картиной началась четыре года назад, и все это время Лайман пахал не покладая рук. «Мы очень долго корпели над сценарием, потому что он не такой, как в других фильмах, – рассказывает режиссер. – В итоге, как мы надеемся, у нас получился полноценный, совершенно оригинальный и глубоко эмоциональный блокбастер. Последнего было добиться особенно сложно – путешествия во времени и глубокие чувства плохо сочетаются…»
Когда Круз взялся играть главную роль, это поставило Лаймана в трудное положение. Актер, конечно, не выглядит на свои пятьдесят с лишним лет, но и с зеленым рекрутом его не спутать, а в повести Сакурадзуки главный герой был молодым солдатом. «Обычно я стараюсь поставить героя в интересное и необычное положение, но в этой картине мне также пришлось задуматься о том, какого персонажа будет интереснее всего поставить в такое положение, – рассуждает постановщик. – Сценарий уже был во многом готов, но мы с Томом сели и постарались приспособить персонажа к актеру и соответственно изменить сюжет картины».
В результате Круз непривычно для себя начинает боевик как «штабная крыса». Его герой – мягкотелый пропагандист, который учится на своих смертях и постепенно становится супервоином. «Билл не выносит запаха крови! – смеется Лайман. – И он не рвется воевать. Но когда пришельцы захватывают Европу и миллион земных солдат пытаются ее отбить, Билла отправляют на передовую».
Там он знакомится с героиней Эмили Блант – самой прославленной воительницей планеты. «Я никогда не видел, чтобы она играла не превосходно», – объясняет Лайман, отвечая на вопрос, как он разглядел в женственной британке «машину смерти». «Мы с ней чувствуем себя в этом проекте как независимые кинематографисты, которым поручили снять блокбастер». Лайман признает сходство его фильма с «Днем сурка», но отмечает, что разница не только в том, что у Билла Мюррея и Энди МакДауэлл не было футуристических доспехов. «Наш герой вновь и вновь переживает один и тот же день, и его любовный роман развивается, хотя лишь он помнит обо всем, что было раньше, а его девушка всякий раз все забывает. В “Дне сурка” был почти такой же сюжет, но наша героиня сама в прошлом преодолела временную петлю, и она понимает, что происходит с Биллом».
Если хитроумный пазл Лаймана сложится, то «Грань будущего» будет уникальной постановкой. «В наши дни все же предоставляется шанс создать оригинальное высокобюджетное кино, – признает режиссер. – Это не экранизация американского бестселлера, не сиквел и не ремейк». И хочется надеяться, что «Грань» удовлетворит тех, кто утверждает, что в Голливуде закончились свежие идеи.
*Этот материал был опубликован в журнале Empire за март 2014 года