Любопытный опыт весьма оригинальной актрисы и постановщицы перетряхнуть жанровый мейнстрим – не слишком убедительное сценарно, но залихватски разыгранное кино с минимумом претензий
Любопытный опыт весьма оригинальной актрисы и постановщицы перетряхнуть жанровый мейнстрим – не слишком убедительное сценарно, но залихватски разыгранное кино с минимумом претензий.
Ли Гейтс – успешный ведущий аналитической программы о финансах на ТВ. Ему доверяют миллионы людей, рейтинги шоу зашкаливают, Ли управляет финансовыми потоками. Однако то, что для телезвезды является всего лишь манипуляцией сознанием в угоду рекламным бюджетам, для его последователей оборачивается финансовыми взлетами и падениями. Кайл проиграл, сделав ставку на одну из быстро растущих компаний по совету Ли, и теперь мечтает о справедливости и возмездии. Молодой человек приходит в студию и прямо во время прямого эфира приставляет к голове Ли пистолет. Пока шоумен пытается продлить свою жизнь на минуты и часы, режиссер программы Пэтти ищет корни проблем террориста…
Для поклонников кино уже давно не секрет, что из той Джоди Фостер, что в детстве дерзила «Таксисту», а в юности не испугалась «Молчания ягнят», выросла не только большая актриса, но и самобытный режиссер, за творчеством которого необычайно увлекательно следить. И если предыдущая полнометражная работа Фостер «Бобер» была скорее камерной драмой, то «Финансовый монстр» – это не просто расширение горизонтов, это демонстрация высокого уровня владения и большой съемочной командой, и огромной зрительской аудиторией.
Забавно, но переход Джоди от скромного артхауса через ТВ к крупной постановке зарифмован с сюжетом «Монстра» – сценаристы и постановщик много внимания уделяют тому, как именно средства массовой информации манипулируют сознанием потребителя. А где СМИ, там и индустрия развлечений недалеко – сегодня Фостер разоблачает телешоу, заставляющее зрителей вкладывать деньги в сомнительные аферы, а завтра она сама может оказаться под прицелом критиков за формирование взглядов общества. Так что тут все обоюдоостро, но мы не станем копаться в том, насколько резким можно считать высказывание Джоди, а обратим внимание на обертку фильма – все-таки никто не заставлял блистательную актрису снимать триллер, это ее личный выбор.
Жанрово «Монстр» выдержан в самых лучших традициях. В центре сюжета стычка двух «плохих парней», только один из них размахивает пистолетом, а второй – пачкой листов с якобы инсайдерской информацией. В картине достаточно явно звучат нелицеприятные вопросы о том, кто же больший преступник – тот, кто убил одного, или тот, кто миллионы людей оставил без средств, без дома, без надежды. Разумеется, Фостер старательно сглаживает углы – ее «злодеи» на самом деле не такие уж плохие парни, просто им не во всем везет в жизни, а так-то они просто стремятся к лучшей жизни ради себя и близких. Еще забавнее выглядит то, что разрубить гордиев узел проблем, обрушившийся на программу, постановщик доверяет единственной женщине в студии – режиссеру шоу Пэтти. Дает о себе знать давняя уверенность Фостер в том, что женщины и есть тот самый «сильный пол», и она недалека от правды.
Увы, но некоторые упрощения, допущенные сценаристами, не позволяют воспринимать картину до конца серьезно, слишком уж схематичны некоторые сюжетные ходы. Нелепой выглядит сама манипуляция финансами, которая стала причиной конфликта, комичны действия полиции и спецназа, явно авторы перебрали и с выхолащиванием некоторых характеров. Спишем это, впрочем, на то, что Фостер старалась поддерживать высокий темп повествования – да, где-то пришлось скакать по головам, зато лента укладывается в старые добрые полтора часа.
Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием игру ведущих актеров, хотя и здесь далеко не все ровно. Джордж Клуни, который, безусловно, является гвоздем программы, явно переигрывает, порой просто заходясь в какой-то истерике. И это не спишешь на погружение в образ – тип с таким характером долго в команде не протянул бы, какими бы ни были его рейтинги. Совершенно иначе показывает себя Джулия Робертс. Ее последние появления на экране не назовешь впечатляющими – что в «Тайне в их глазах», что в «Несносных леди» актриса будто бы находилась не в своей тарелке. Теперь же Робертс получила достойный вызов и с блеском справилась с задачей. Да, пожалуй, для человека, который ведет эфир с преступником в центре внимания, Пэтти чересчур хладнокровна, но кто знает этих американских телережиссеров, может, из них-то и нужно делать те самые поэтические гвозди.
В целом у Фостер получилась довольно увлекательная картина. Пусть общая канва и слабовата, но некоторые детали оставляют очень приятное впечатление – авторы прошлись и по СМИ с их желанием всех дергать за ниточки, и по обывателям, всецело доверяющим потоку вранья, текущему с экранов, и по финансистам, которые действительно утратили все моральные ориентиры. Досталось всем, и только женщины в мире Фостер – молодцы. Да кто же спорит! Просто нельзя забывать, что все глупости в этом мире мужчины совершают именно ради женщин.
С 2 июня в кино.