25-миллионный бюджет "Сорокалетнего девственника" окупился в премьерный уик-энд, сборы по миру тоже зашкалили, а смотреть нечего. Совсем нечего. Уж бог с ним, с юмором вокруг ширинки, дети привыкли, но главное -- низость как суть коммерческого потенциала. Из чистого секса Голливуд ухитрился сделать "семейную комедию"...
Уж лучше в сороковой раз увидеть девственника Челентано в "Укрощении строптивого" /Bisbetico domato, Il/ (1980), чем однажды… Это, собственно, весь наш ответ новому хиту американского кинопроката. 25-миллионный бюджет "Сорокалетнего девственника" /40 Year-Old Virgin, The/ (2005) окупился в премьерный уик-энд, сборы по миру тоже зашкалили, а смотреть нечего. Совсем нечего. Имеет смысл порассуждать об истоках.
По законам политкорректности среди всех американцев давно уже побеждают инвалиды, дауны и уроды. Среди американских женщин вне конкуренции черная безработная мать-одиночка, наркоманка и сирота. Пришел черед политкорректного архетипа американских мужчин. Он принципиально отличен от Кларка Гейбла и Джорджа Клуни, так как ориентирован на терпимость к "другому", к не такому, как они. Главное здесь – загадочное понятие терпимости. Любить не надо, верить не надо, но пусть будет. И вот нормальный телесериальщик Джадд Апатоу и нормальный телекомик Стив Карелл перебрали варианты. "Черная" тема отработана, "послевоенная" – тем более, голубых на сегодня – как собак нерезаных, бабник – и есть норма. Что остается с гусика? Секс в любом случае остается. Значит, девственник будет. Прелесть. Вот кто теперь имеет приоритетное право при приеме на работу, вот он – признанная жертва вечно молодой гламурно-журнальной и здорово-образо-жизненной цивилизации.
Но вообще-то у Карелла весьма сексуальная женушка Нэнси Уэллс (играет в фильме психотерапевта из Центра планирования семьи), сам он без ужимок и грима тоже вполне сексуален, и двое детей у них давно уже завелись. И сделать карьеру в бесчисленных телешоу аутист неспособен. Поэтому "архетип" Карелл и Апатоу создали химическим путем. Неглупого, небольного, неуродливого Энди Ситцера они несколько снизили по всем статьям. Вроде неглуп-неглуп, а потом вдруг припадок клинического идиотизма. Вроде здоров-здоров, а в куклы до сих пор играет. Вроде даже не урод, но с приклеенной челочкой, усиленно мутным взором и в кошмарной одежонке с прищепкой на штанине – без слез не взглянешь. Но компоненты слиты методом тыка, "а вдруг", и "вдруг" вышел гомункулус, которого с тем же успехом можно называть девственником, как и пророком в своем отечестве. Энди Ситцер – то, чего нет. Никогда Карелл и Апатоу не видели реальных представителей мужской части населения, не пробовавших секса к сорока.
По сюжету это проявляется на каждом перекрестке. Когда Энди Ситцер один, он нормальный человек. Когда окружающие без Энди, они тоже нормальные. Отношения черных и белых, матерей-дочерей, мужей-жен в фильме даже в меру наблюдательны (про актуальную тему голубизны, к примеру). Но как только сам Энди входит в контакт – все равно, с кем – моментально все тошнотворно, фальшиво и отвратительно. После того как на химический "архетип" абсолютно бурлескно блевала алкоголичка, трезвая Кэтрин Кинер (в "Балладе о Джеке и Роуз" /Ballad of Jack and Rose, The/ (2005) она спала с Дэниэлом Дэй-Льюисом) просто не может объясняться ему в любви абсолютно драматично. Побег его от насмешек сослуживцев – мелодрама, прорыв плаката на велосипеде – бурлеск. Сюжет не стыкуется. Называется "ври-ври, да не завирайся".
Отнюдь не о девственности идет речь в новом прокатном хите. На самом деле фильм просто четче дифференцирует коммерческий потенциал комизма. Одно время "тупые комики" все были в одной обойме – Джек Блэк ("Любовь зла…" /Shallow Hal/ (2001)), Филип Сеймор Хоффман ("Без изъяна" /Flawless/ (1999)), Уилл Феррелл ("Эльф" /Elf/ (2003)) и Стив Карелл. Теперь первые два всплыли в разнообразие, а последние так и играют вместе в "Колдунье" /Bewitched/ (2005). Родство Феррелла и Карелла – в апофеозе ублюдочности как "мужского начала". Это ублюдок в тебе будет приоритетно принят на работу и заведет крепкую семью. Ведь из чистого секса с упоминанием "мохнаток", "шкурок" и "стояков" Голливуд в сущности ухитрился сделать "семейную комедию". Уж бог с ним, с юмором вокруг ширинки, дети привыкли, но главное – снизить, главное – низость как суть коммерческого потенциала. Узаконили "архетип".
Но, поскольку мы тут, не в Америке, видели все на свете, вряд ли у нас кино много соберет. Не пробовавшие секса к сорока в реальности несмешны. Они совсем необязательно уроды, необязательно глупы, плохо одеты или нищие и дурно пахнущие. Нет, мама обо всем позаботится. Но у не пробовавших секса к сорока всегда нарушена координация движений, у них неестественные осанка и походка и несмываемый уже след неполноценности во всем – в лице, фигуре, речи.
"Укрощение строптивого" когда-то собрало много, поскольку было абсолютно нереально.