Не надо путать "Яму" с Куприным. Английские тинэйджеры такого не читают. Они играют про себя и для себя. То, что они играют, английские взрослые видели из десяти раз одиннадцать, начиная с "Двенадцати негритят", включая "Повелителя мух" и кончая "Отпущением грехов". Но каждое поколение хочет своих страшилок. "Яма" Ника Хэмма действительно очень страшная, хотя по качеству средняя. Неплохая...
Плохо лишь, что все опять про пресловутую "запертую комнату" и несколько версий того, почему в ней все умерли. В роли "комнаты" – заброшенное бомбоубежище, в роли "всех" – четверо старшеклассников из закрытого колледжа, две версии принадлежат единственной выжившей старшекласснице, свалившей все на пятого, который их как бы запер. Начинается именно с этой единственной выжившей, которую, всю в крови, доставляют в больницу, затем в психушку, а затем на допрос. Дальше ей предстоит рассказывать, как они с друзьями пошалили, как шалость затянулась и что за этим стоит. В нее был влюблен пятый, а она – в одного из запертых, который любил другую. Никакой путаницы нет, но на нервы здорово действует. Пишущий эти строки в начале второй версии понял, чем дело пахнет, и тихо смылся из зала. Конец рассказали друзья в подробностях. Слабонервным такие вещи лучше воспринимать на слух.
Но посмотреть на Тору Берч в главной роли вполне можно. Она действительно тинэйджер и пару лет назад произвела хорошее впечатление в "Красоте по-американски" как дочка Кевина Спейси. К "Яме" эта дочка набралась "папиной" флегмы и работает на вполне классическом уровне. Чуть неуклюжая в школьной форме и трогательных белых носочках, за детским личиком легко обнаруживает Гедду Габлер и леди Макбет. Играет в отвергнутой влюбленной обиженного ребенка, прекрасно зная, как от любви стареют. Роль Торы Берч сама по себе любопытна. Акселерация обеспечивает тинэйджерам полный набор страстей не просто без опыта выражения, как было раньше, а принципиально без выражения. Любой тихий омут теперь – стопроцентный знак чертовщины. Акселераты опасны как таковые.
Кроме того, свежо в этой вариации "запертой комнаты" полное отсутствие комплексов. Рвота – так рвота, голые в бане – так голые, помойные мухи – так стаями. Но чернухой не пахнет, поскольку все перечисленное находится рядом с добротными, чистыми по-английски газонами, ухоженными памятниками архитектуры, комфортабельными квартирами, дорогими машинами. Английская свобода тоже стала совершенно флегматичной. Возможно, поэтому изображение в "Яме", продуманное до мельчайших тонкостей, профессиональное без балды, воспринимается как данность. В нем рвота кажется пятисотлетней, вровень с травой, и триллер кажется дешевым.
Наконец, любопытно, что фильм экранизировал роман Гая Берта, написанный, когда автору было 17 лет. Если такой "дешевый триллер" для него – то же самое, что "невыразительные", без эмоций лица нынешних тинэйджеров, если он им просто прикрывается, то можно себе представить, что за набор страстей там на глубине.
Тогда не исключено, что во избежание больниц, психушек и допросов Берту действительно лучше "дешевкой" и ограничиться.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.