Несмешная чёрная комедия про бурятского сельского маньяка, который расправляется с жертвами, следуя примерам из классики мировой литературы.
Тимофей (Владимир Барташевич) – самый интеллигентный маньяк в мире, который совершает преступления из любви к литературному творчеству. Он действует в посёлке Сосновом, где царит невежество и хамство, а у него как раз «накопилось», и он убивает, подсказывая местным полицейским, как можно раскрыть преступления. Но в полиции не читали ни Булгакова, ни Достоевского, ни Есенина, поэтому они не видят подсказки Тимофея и вешают преступления на кого попало. Так всё и было до тех пор, пока к ним не присылают младшего лейтенанта Ольгу Третьякову (Ася Касьянова), которая сразу догадывается о литературном складе ума маньяка. Однако вместо того, чтобы бояться нового следователя, Тимофей предпочитает не только идти на контакт с полицейской, но и помогать ей в расследованиях.
Жил-был мальчик Тима, которого в детстве мама заставляла читать книги от корки до корки, знать всего Пришвина и уважительно относиться к классикам мировой литературы. Прошли годы, и он понял, что его страсть к книгам никому не нужна. Тогда Тимофей решил приучать к грамоте местных жителей путём создания «иллюстраций» – так наш маньячелло будет называть свои убийства, похожие на сцены из известных повестей и романов. Сам же он устраивается работать в морг, чтобы своими глазами наблюдать за ходом расследований, но всё время расстраивается, когда местные недалёкого ума полицейские не замечают главного. Появившаяся следователь Ольга становится занозой для всех, потому что она сразу замечает книжный след серийного маньяка, а полиции эта головная боль вообще ни к чему.
Было бы неправильным думать о сериале «Маньячелло» штампами типа «посёлок Сосновый шокирован цепью убийств». Никто там ничем не шокирован. У работников морга и так дел невпроворот: то студента «пианиной» пришибёт, то влюблённый юноша упадёт с трубы, не дописав признания в любви. А тут – ну, подумаешь, труп на рельсах, ну, подумаешь, без головы, ну масло разлито. Всё понятно, по логике следователя Сани (Жаргал Бадмацыренов), это электрика убили должники, а масло разлили, потому что его хотели… изнасиловать. Или вот повесился наркоман в гостинице, и никто не видит здесь связи со смертью Сергея Александровича… Пушкина, по логике сожительницы Тимофея Маши (Татьяна Нежельская).
Кстати, Маша – едва ли не самый любопытный персонаж в этой истории. Она сидит на цепи у Тимофея в избе, называет себя «жертвой стокгольмского синдрома» и учится разговаривать правильно (не «ложил», а «клал», и так далее по списку). Она ощущает себя женой и жалеет для очередной иллюстрации резать платье, в котором она впервые увидела литературного маньяка, или просит аккуратнее работать над трупом, а то Тимофей испортит новую рубашку. История умалчивает, жертвой какой иллюстрации является сама Маша. Не «Кроткой» ли Достоевского? Хотя нет, Достоевский у нас уже был, когда Тимофей специально заказывал у местного кузнеца топор XIX века.
Наверное, главный момент, с которого можно смотреть «Маньячелло» спокойно и не отвлекаться на мелочи, это преобразование следователя Ольги и потрошителя Тимофея в партнёров. Ведь помимо очевидного конфликта здесь есть и внутреннее противоречие (Ольга указывает на неполное соответствие «иллюстрации» литературному оригиналу, что подталкивает уязвлённого Тимофея к более совершенному воплощению замыслов). И это же даёт основание маньяку делать всё возможное для того, чтобы следователь не уехала обратно в город: она становится для него критиком, которому можно доверять, и просто человеком, с которым можно серьёзно поговорить в этой глуши. А то в посёлке даже отрава с мышьяком не берёт школьников-гопников во время реконструкции «Ромео и Джульетты».Ведь как говорит Тимофей на полном серьёзе, он убивает, исходя из «национального культурного кода».
Знаете, почему мы так серьёзно говорим о комедии «Маньячелло»? Потому что она фантастически несмешная. Да, это очередная попытка канала ТНТ и компании 1-2-3 Production подружить город с деревней, на этот раз в жанре «чёрная комедия», но её промо на канале ТНТ с пародией на песню про Буратино смешнее, чем сам сериал. Непонятно, зачем 1-2-3 Production с Федоровичем и Никишовым взялись за материал, предложенный Жаргалом Бадмацыреновым. Последний здесь является и автором, и режиссёром, и продюсером, и исполнителем одной из ролей. Понятно, что Жаргал – выходец из КВН, как и многие сотрудники ТНТ, но ведь это не должно стать гарантией, что будет обязательно смешно. В «Маньячелло» веселее читать титры с опечатками. И вообще, финальные титры идут едва ли не больше, чем сама серия. Читая их, приходишь к закономерному выводу, что в создании сериала приняло участие чуть ли не всё население Республики Бурятии. «Маньячелло» – это идеальный пример народного творчества, но вот как к этому относиться, с восхищением, уважением или любопытством, – тот ещё вопрос.