Помпезное возвращение сериала на большие экраны по большому поводу.
Столовое серебро сияет, камин в гостиной разведен, горничные смахнули последнюю пыль с ажурных перил, платья доставлены из города, а ботинки лакеев начищены до блеска: в аббатстве Даунтон готовятся к приезду самых высокопоставленных гостей – королевской четы. На календаре 1927 год, а значит на престоле Георг V, дедушка ныне царствующей Елизаветы II.
События сериала, продолжением которого и стал полный метр, берут свое начало 15 апреля 1912 года: «Титаник» отправился на дно Атлантики и унес с собой жизни наследников аббатства, оказавшихся на злополучном рейсе. Следующие двенадцать лет в Даунтоне господа Кроули и их слуги (так и не ясно, кто же в этом доме главный) оспаривали очередность наследования, женились и расторгали помолвки, умирали и рождались, переживали репутационные скандалы, Первую мировую войну, сидели в тюрьмах, боролись за главные призы на ярмарке орхидей, осваивали электричество и даже связь по телефону – понадобилось целых шесть сезонов, чтобы разобраться.
Джулиан Феллоуз – бессменный сценарист и шоураннер «Аббатства Даунтон» – попрощался со своими героями у новогодней елки в канун 1926 года, оставив их в добром здравии и полными надежд на примирение с неминуемым прогрессом. И вот спустя почти 5 лет после финала они вернулись. Сказать, что это первый полный метр для «Аббатства», значит чуть-чуть слукавить – Феллоуз не раз радовал поклонников сериала рождественскими специальными эпизодами, которые едва ли отличаются от фильма, разве что они не видели больших экранов. С момента получения письма из Букингемского дворца до праздничного ужина всего недели две, и надо все успеть: торопятся не только персонажи, но и сами киноделы – концентрация событий и микропроисшествий на минуту хронометража зашкаливает, кажется, что их хватило бы как минимум на еще один сезон. Неспешность и размеренность сериала были предметом бесконечных шуток, но в этот раз зрителю едва ли удастся отдышаться: каждый новый сюжетный поворот наступает на пятки предыдущей сцене, словно они сломя голову несутся к титрам наперегонки.
Сагу о семействе Кроули можно назвать излишне предсказуемой и в меру наивной, но куда уместнее апеллировать к традициям: вокруг столкновения ушедшей Викторианской эпохи и Англии нового века строятся все битвы под крышей дома. Технический прогресс и промышленный переворот одинаково травмоопасны и безжалостны ко всем: и к фермеру, и к графу. Капитализму приходится уживаться с монархией, знать теряет свою былую привилегированность, браки становятся все более неравными, и горничная может стать хозяйкой в «приличном доме». Обозначив столь лобовое столкновение, Феллоуз мастерски жонглирует стереотипами, выворачивая их наизнанку, и бесконечно заставляет героев выбирать: не отставать от времени или же хранить верность традиционному укладу? Полнометражный фильм едва ли делает шаг в сторону от намеченного курса, лишь обостряет полюса.
Аббатство Даунтон – для тех, кто уже бывал в поместье, подобно возвращению домой после долгого отсутствия, где все по-старому: вдовствующая графиня Грэнтем (неподражаемая Мегги Смит, которая ввиду больших экранов может рассчитывать и на награды посолиднее) изъясняется сплошь печатным афоризмами, сестры Кроули цепляются друг к другу под тщетные попытки мамы их унять, миссис Патмор хлопочет на кухне, а подрастающее поколение играет с няней в саду под аккомпанемент той музыки, которую несложно угадать с трех нот. Привычный и знакомый ход вещей превращает в хаос визит королевской четы: тут и бойлер вышел из строя совсем некстати, и платье, заказанное в каталоге, не того размера, еще и назойливая свита монарха путается под ногами, не давая слугам командовать в их собственном доме. Феллоуз верен своей реверсивной иронии на тему «кто здесь хозяин». Те же, кто окажутся в аббатстве Даунтон впервые, получат лошадиную дозу инъекции лучших традиций сериала. Сверкающие наряды, роскошные интерьеры, где можно разглядеть каждый хрусталик на люстре в столовой, градация юмора по сословию, британский этикет и, конечно, танцы – все это вихрем пронесется мимо зрителя. О нем, впрочем, не забыли: новым гостям в доме не поленятся объяснить, кто есть кто и как шофер стал господином.
Главная заслуга Феллоуза в словах и лицах, которыми он слагает исторические перемены. Очеловечивая эпоху, он не выносит приговоров, не ищет морали, кроме каждодневной доброты и чести, а лишь иронизирует над нравами и привычками, но разве есть вселенная, где Англия возможна без традиций? Не только лишь в начале века, но и сегодня: съемки фильма посетила герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон, и вся группа в унисон поет о том, что это был и самый сложный, и самый лучший день в работе. Консерваторы и либералы могут бесконечно воевать, но в то же время им удается уживаться в одном доме (аббатство Даунтон как целая страна), двигаясь вперед навстречу будущему посредством компромисса. За всем этим фасадом противостояния идеологий кроется сага о семье, где родственниками можно стать не по крови, но по общей крыше. Не пренебрегая (и пренебрегая тоже) сословным этикетом, господа и слуги в конечном счете образовывают причудливый альянс, куда более прочный, чем родственные узы, и только так, вооружившись юмором, плечом к плечу, они готовы встретиться с прогрессом и попрощаться с пыльными устоями (впрочем, не со всеми).
Главным, как и был в этой истории, остается дом: поколения меняются, но поместье стоит – оттого нет смысла говорить о завершении сериала полным метром. Он бесконечен в обе стороны таймлайна, пройдет еще сто лет, все переменится, а аббатство Даунтон останется стоять на месте. И из столовой эхом будет доноситься спор консерватора и либерала.